Главный то есть руководитель....Если просто слово Баш использовать (не важно в каком значении) вместе с Су, то в единственном числе добавить нужно окончание Ы. То есть Субашы.
Именно так - субашы. Субашы, суас(ы) - это не руководитель, а старшие, главные на воде, реке. Ничем они не руководили, они защищали речные (водные) рубежи государства.
Именно так - субашы. Субашы, суас(ы) - это не руководитель, а старшие, главные на воде, реке. Ничем они не руководили, они защищали речные (водные) рубежи государства.
Татары не называют чувашей суасами, С и Ч это и буквы и звуки разные. И Множество в татарском всегда - ЛАР, а не Ы.
Татары не называют чувашей суасами, С и Ч это и буквы и звуки разные. И Множество в татарском всегда - ЛАР, а не Ы.
Суас (суасла мари) - это не татары, а марийцы так называли чувашей. При том сами не понимали, что же это значит СУАСЛА, где СУ - вода на татарском, АСЛА - старший на чувашском. А путаница в составляющих слова, роде, числе - это говорит о том, что население было смешанным. Тут могли быть именьковцы, ведены, марийцы, мордвины, буртасы, половцы организованные (булгарами) в единую общность (субашей, чувашей позже) с определенной задачей - охрана Волжского пути. А татарское СУ - вода, произносится верховыми чувашами как ШУ - вода. Татарское БАШ - главный, могло на булгарском звучать как ПАШ. К примеру чувашское голова - ПУÇ, потому начало реки на верховом диалекте - ШУПОÇ. Учитывайте так же, что современное звучание и однозначный смысл чувашских слов, ясен пень, не должен в обязательном порядке совпадать со звучанием и прямым смыслом тех же слов у средневековых булгар. Так что примерное звучание названий ШУПАШ, СУБАШ, СУАС вполне могло, со временем, принять форму - ЧУВАШ. Особо отметим, что все три названия: ШУПАШ, СУБАШ, СУАС - имеют примерно один и тот же смысл - старшинство, главенство на воде.
Сообщение отредактировал Бухарик - Dec 26 2019, 09:16
Суас (суасла мари) - это не татары, а марийцы так называли чувашей. При том сами не понимали, что же это значит СУАСЛА, где СУ - вода на татарском, АСЛА - старший на чувашском. А путаница в составляющих слова, роде, числе - это говорит о том, что население было смешанным. Тут могли быть именьковцы, ведены, марийцы, мордвины, буртасы, половцы организованные (булгарами) в единую общность (субашей, чувашей позже) с определенной задачей - охрана Волжского пути. А татарское СУ - вода, произносится верховыми чувашами как ШУ - вода. Татарское БАШ - главный, могло на булгарском звучать как ПАШ. К примеру чувашское голова - ПУÇ, потому начало реки на верховом диалекте - ШУПОÇ. Учитывайте так же, что современное звучание и однозначный смысл чувашских слов, ясен пень, не должен в обязательном порядке совпадать со звучанием и прямым смыслом тех же слов у средневековых булгар. Так что примерное звучание названий ШУПАШ, СУБАШ, СУАС вполне могло, со временем, принять форму - ЧУВАШ. Особо отметим, что все три названия: ШУПАШ, СУБАШ, СУАС - имеют примерно один и тот же смысл - старшинство, главенство на воде.
Марийцы и горных марийцев называют "суасламары", а не только чувашей...
путаница в составляющих слова, роде, числе - это говорит о том, что население было смешанным.
Это говорит только о том, что кто-то пытается притянуть желаемую этимологию за уши. Корни слова могут заимствоваться, но они встраиваются в грамматическую систему языка. Не бывает так, что одно слово склоняется "по-тюркски", а другое "по-марийски".
названий ШУПАШ, СУБАШ, СУАС вполне могло, со временем, принять форму - ЧУВАШ.
Только «суас» соответствует слову «чуваш». Чуваш - это уже произношение русских. Даже «чокающие» мещеряки говорили «суаш». Русские любят звук «ч». Чё, что, чин, чиновник, чемодан, четверг, четыре, чело, чуб, чубарый, чувство, чуять, чужой, чумазый и т.д. Сравните с чувашским произношением. Современное (в словарях) татарское «чуаш» - это адаптация русского слова под свои реалии. При этом никто из татар это слово так не произносит. Они говорят, как и положено западным башкирам, «щуаш».
Особо отметим, что все три названия: ШУПАШ, СУБАШ, СУАС - имеют примерно один и тот же смысл - старшинство, главенство на воде.
НЕТ. Шупаш и субаш – это обрывок фразы «су башы» /начало воды/. Чувашский «шыв пуçĕ» (диалект шу пyçĕ) /исток/ - это и есть «су башы» /начало воды/. В современный чувашском языке исчез вариант, принадлежащий еще одному диалекту: (паши). Суас – это сокращенный вариант старобашкирского (север)произношения слова «сыуас» - чуваш. Современное произношение «сыуаш» - чуваш. О происхождении этого слова вы осведомлены. ---------------------------------------------------------------- О том, что китайцы происходят от чувашей, или почти происходят, можно судить, если сравнить одно общее чувашское и китайское слово. Чувашский «шыв» — вода. Китайский 水(shuǐ) — вода.
Марийцы и горных марийцев называют "суасламары", а не только чувашей...
Тот материал, который я изучил на данный момент, говорит за то, что горномарийцы сформировались в смеси марийцев с чувашами и достаточно поздно. Во времена Курбского горные черемисы - это не марийцы, а чуваши. Марийцы переселяются сюда, к чувашам, в период Черемисских войн. И в местах численного преобладания, они(марийцы) ассимилировали местных чуваш(суас), образовав горномарийскую этногруппу. И если это действительно так и было, то не удивительно, что их, как и чувашей, называли суасламари.
Корни слова могут заимствоваться, но они встраиваются в грамматическую систему языка. Не бывает так, что одно слово склоняется "по-тюркски", а другое "по-марийски".
Вот когда встроются, тогда и будут склоняться по правилам того языка, в который встроились. А в переходный период будут вытворять всё, что может прийти на ум человеку их применяющему. Вы посмотрите как совершенно без всяких правил искажаются слова в произношении на границе двух, а тем более трех или более языков. Язык - не математика, где в не зависимости от времени, месторасположения и культуры 2+2 будет всегда 4.
НЕТ. 1.Шупаш и субаш – это обрывок фразы «су башы» /начало воды/. Чувашский «шыв пуçĕ» (диалект шу пyçĕ) /исток/ - это и есть «су башы» /начало воды/. В современный чувашском языке исчез вариант, принадлежащий еще одному диалекту: (паши). 2. Суас – это сокращенный вариант старобашкирского (север)произношения слова «сыуас» - чуваш. Современное произношение «сыуаш» - чуваш. О происхождении этого слова вы осведомлены.
1. На татрском: Елга башы - начало реки; Елганың башы - верховье реки; Чишмә - родник, источник;
Нас интересует слово СУБАШ, где: СУ - вода; БАШ - глава, главный;
2. А вот как это словосочетание будут произносить в качестве самоназвания чуваши - уже другой вопрос. Но ясен пень, что не правилам татарского или башкирского языков - это самоназвание народа, а у чувашей свой язык. Оновная составляющая чувашей - булгары и ассимилированные ими марийцы, либо родственные марийцам ведены. Потому исходим из смысловых и звуковых особенностей чувашского и марийского языков с возможным незначительным влиянием общетюркского. Марийцы смысла названия СУАС, СУАСЛА объяснить не могут, а я могу. АС, АСЛА (чувашск.) - это значит старший, а СУ(татарск.), ШУ(чувашск. верхов.) - вода. При том на марийском МАРИ - человек, мужчина. Что получили на границе двух основных и одного косвенно влияющего языков? А получили - сложение трёх слов: вода+старший+мужчина - су+асла+мари. Слово мари с чувашским тут не связано, соответственно народ оставляет в качестве самоназвания то, что ему ближе - вода и старший - СУАС. Повторяю, что контроль Волги горными черемисами подтверждается и летописями. А ваш смысловой вариант башкирского названия не подтверждается ничем, кроме чьих то хотелок. Если считаете иначе, попробуйте доказательно обосновать - интересно послушать.
Сообщение отредактировал Бухарик - Dec 26 2019, 15:22
Башкиры обычно не применяют это выражение (Татария - единственный известный мне случай) для обозначения верховьев рек, начала реки. Не могу сказать этого в отношении остальных тюрок. Обычно, вместо слова "су", ставится название реки или ее размер. //Елга башы - начало реки;//
Цитата
О том, что китайцы происходят от чувашей, или почти происходят, можно судить, если сравнить одно общее чувашское и китайское слово. Чувашский «шыв» — вода. Китайский 水(shuǐ) — вода.
Видимо, и река Шуя на юге Карелии, тоже китайская. А вот на счет городов Шуя в Ивановской и Новгородской области – вопросы. А царь Шуйский?
Башкиры обычно не применяют это выражение (Татария - единственный известный мне случай) для обозначения верховьев рек, начала реки. Не могу сказать этого в отношении остальных тюрок. Обычно, вместо слова "су", ставится название реки или ее размер. //Елга башы - начало реки;//
Тут, по идее, могли обозначить не начало конкретной реки Волги, а начало(пущ, паш) принадлежащей народу абстрактной воды (шу) - Шупощ или Шупаш. Ну и населенный пункт фиксирующий это начало - Шупощкар или Шупашкар. Субаш - уже общетюркский вариант о том же.
Сообщение отредактировал Бухарик - Dec 26 2019, 20:54
Только «суас» соответствует слову «чуваш». Чуваш - это уже произношение русских. Даже «чокающие» мещеряки говорили «суаш». Русские любят звук «ч». Чё, что, чин, чиновник, чемодан, четверг, четыре, чело, чуб, чубарый, чувство, чуять, чужой, чумазый и т.д. Сравните с чувашским произношением. Современное (в словарях) татарское «чуаш» - это адаптация русского слова под свои реалии.
Откройте словарь татарский там на Ч слов исконно татарских не меньше чем на С. Тот же Чубарый от Чуар. Чишмә, чиләк, чыбык, чирәм и т.д. Мишари хоть чокающие хоть цокающие говорят Чуаш. Черемисами марийцев тоже татары называли, а позже русские. А по вашей методике я сейчас смогу доказать, что boot происходит от татарского чабата (лапти) путём миграции через русский /украинский чоботы Это покойный Задорнов хлеб у фриков отнимал. З.Ы. Добавлю старотатарский шрифт где с-син и ч - чи написаны совершенно разными буквами, чи в основном арабском алфавите кстати отсутствует. А на булгарских татароязычных эпитафиях присутствует, совместно с чувашскими словами
Сообщение отредактировал loupblanc - Dec 27 2019, 15:48
Черемисами марийцев тоже татары называли, а позже русские.
Дело в том, что черемисы в письменных источниках упоминаются раньше, чем тут появились татары. И да - черемисы это не этноним марийцев, да и вообще ничей не этноним до поры. Черемис, вероятнее всего, происходит от чувашского(булгарского) щарамас(çaрамас) - не одетый, раздетый. Дело в том, что для булгар, кочевого воинственного народа, окружное население в лаптях и без боевой аммуниции было всё равно, что голым - потому ÇAРАМАС - черемис. Чуваши например, - лапотники живущие на нагорной строне - потому горные черемисы, удмурты и марийцы - лапотники живущие на луговой стороне - луговые черемисы. Сами булгары кочевой народ - в сапогах соответственно, значит обутые - не черемисы. А то, что многие лапотники - именьковцы, марийцы, удмурты - обулгарились и стали Волжскими булгарами, а впоследствии чувашами, - это не отменяло того, что они оставались черемисами - лапотниками не имеющими сапог и воинской аммуниции.
Сообщение отредактировал Бухарик - Dec 27 2019, 16:54
Черемис, вероятнее всего, происходит от чувашского(булгарского) щарамас(çaрамас) - не одетый, раздетый. Дело в том, что для булгар, кочевого воинственного народа, окружное население в лаптях и без боевой аммуниции было всё равно, что голым - потому ÇAРАМАС - черемис.
Это все круто конечно, но закавыка в том, что о самих чувашах узнали гораздо позже чем о черемисах, а при том, что ни сами марийцы ни чуваши сами себя так не именовали и даже русские когда шли на Казань разницы между ними не видели, и даже позже не отличали до самой новокрещенской конторы, только тогда миссионеры поняли, что чуваши не понимают по марийски, а марийцы по чувашски и надо как то их крестить и основам православия учить.