36 Страницы « < 30 31 32 33 34 > »   
/?act=Post&CODE=02&f=73&t=1534009 Создать тему

Первоочередные меры для сохранения чувашского языка , С чего начнем?

jang
post Jul 3 2013, 17:59 
Отправлено #466


Активный

Сообщений: 1 067



Вут-шу - чувашское у-шу?



Вот уже десять лет существует небольшая группа людей, которая обучается боевоему искусству вут-шу. Принципы и практики данного вида единоборств излагаются в книге Алексея Романова "Болгаро-чувашское боевое искусство / Пăлхар-чăваш çапăçу ÿнерĕ", изданной на прошлой неделе. "Ирĕклĕ Сăмах" публикует послесловие к этой книге, написанное почетным президентом Чувашского национального конгресса Атнером П. Хузангаем.

В ряде стран восточноазиатского региона (Китай, Япония, Корея) с давних пор были известны боевые искусства. В Китае это, например, синъи-цюань (с VI века нашей эры), тайцзи-цюань (с ХII века нашей эры), багуачжи (с ХVIII века). В Корее - текьен и субак. Большую роль в формировании боевых искусств как навыков владения своим телом, разумом и энергией сыграл монах Бодхидхарма, который был буддийским миссионером в Китае, в 527 году поселился около монастыря Шаолинь и смог объединить в единое целое практики йоги, постулаты буддизма и даосизма. Он обучил им своих первых адептов - монахов. На этой основе сформировалось особое направление буддизма, которое называлось по-китайски чань-буддизм, по-японски - дзэн-буддизм.

В Японии, особенно на рубеже ХVII-XVIII столетий, это течение породило философию бусидо (путь воина), которая определяла поведение и повседневную жизнь самураев. Бусидо - это ответ на вопросы: "Как мы живем? Как мы умираем?".

В ХХ веке восточные единоборства достаточно широко распространились в мире. Во многих странах существуют сотни секций каратэ (япон. каратэ-до "путь пустой руки"), айкидо, кунг-фу, тхэквандо, у-шу (кит. кантонский диалект ву "боевой" + шу "искусство, техника"), дзю:до (япон. "мягкий путь" от дзюдзюцу "мягкий, гибкий, податливый"). Популярности восточных единоборств способствовала и кинематография, особенно фильмы с участием гонконгско-американского актера, кинорежиссера, мастера кунг-фу Брюса Ли, американского актера, мастера айкидо Стивена Сигала и других. Брюс Ли был не только героем экрана, но и популяризатором и своеобразным мыслителем. Он утверждал необходимость следования принципу простоты во всем, как в схватке, так и по жизни. Другой принцип - это "пустота" (санск. shūnyatā), основное положение буддизма толка Махаяны ("форма есть пустота; пустота есть форма", которая содержит в себе все вещи - Prajňa-paramita sutra). В своей книге "Дао Кунг-фу" он, в частности, писал: "Дао и пустота. Ассимиляция Дао заключается в 'мягкости', бедности духа и спокойствии. Иногда это выражают одним словом - 'пустота'. Агрессивность, гордость приведут к падению, насилие обернется поражением; все это является результатом неправильного использования Дао".

В своей книге воина Алексей Романов увязывает чувашский этногенез с племенами сюнну/хунну, огурами, суварами и булгарами, вписывает в нашу генеалогию имена Модэ, Аттилы, Кубрата, Аспаруха, Ашины, Баяна и Джики. Каких-то конкретных свидетельств о существовании у наших предков искусства, подобного восточным единоборствам, как будто нам неизвестно. Хотя в воинской доблести им нельзя отказать. И они доказывали ее неоднократно на протяжении своего долгого исторического пути. Тем не менее, автором предпринята гипотетическая реконструкция собственно чувашского вида единоборства вут-шу на основе мифологических и этнокультурных представлений чувашского народа. Детально разработана и национальная терминология: названия элементов и приемов боя, команды, обозначения уровней и движений ближнего боя, правил ведения боя и техники дыхания (сывлăм). Вут-шу заговорило по-чувашски, что уже отрадно (в этом большая заслуга, конечно же, Геннадия Дегтярева).

Мне приходилось в свое время читать авторитетные трактаты, посвященные бусидо. Это "Будосёсинсю" (Напутствие вступающему на путь воина) Юдзана Дайдодзи (1636-1730) и "Хагакурэ" (Сокрытое в листве) Ямамото Цунэтомо (1659-1719). Про авторов писали, что они "были самураями нового уклада: владение кистью и написание стихотворения вызывали у них не больше затруднений, чем обращение с мечом". То есть духовная составляющая в восточном понимании единоборств тоже очень важна. Не только физические тренировки, но и расширение сферы сознания и сферы ощущений. У Алексея Романова есть понимание необходимости статичных и динамических медитаций (хал), работы с внутренней энергией (чĕм), молитв-мантр (юм), концентрации внимания (тимлĕх), обращения к скрытой силе (хавал) и энергии духа (термен). Но в странах с длительной традицией культивирования единоборств с этим связано также особое отношение к смерти. Собственно говоря в жизни человека есть только два важных события - это рождение и смерть. Все остальное - это какие-то промежуточные состояния. И поэтому дзэн и бусидо предполагают особую философию жизнесмерти. "Будосёсинсю" и начинается такими словами: "Самурай должен прежде всего постоянно помнить - помнить днем и ночью, с того утра, когда он берет в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, когда он платит свои долги - что он должен умереть. Вот его главное дело. Если он всегда помнит об этом, он сможет прожить свою жизнь в соответствии с верностью и сыновней почтительностью, избежать мириада зол и несчастий, уберечь себя от болезней и бед, и насладиться долгой жизнью". А один самурай из "Хагакурэ" сформулировал этот принцип в хокку так:

Поскольку все в этом мире -

Всего лишь кукольное представление,

Путь искренности - это смерть!

Говорят также, что следовать по Пути искренности означает жить каждый день так, словно ты уже умер.

Писатель и драматург Юкио Мисима (1925-1970), последователь самурайской этики (покончил жизнь самоубийством, совершив харакири), своей настольной книгой и источником литературного творчества считал именно трактат "Хагакурэ". Принципы, изложенные в трактате, он рассматривает в трех аспектах: (1) философия действия; (2) философия любви и (3) философия жизни. Действие есть функция субъекта, а смерть есть итог действия. Идеал любви это романтическая тайная любовь, "когда человек уносит с собой в могилу ее тайну". Философия жизни определяется очень просто: "Воистину жизнь человека длится одно мгновение, поэтому живи и делай, что хочешь. Глупо жить в этом мире, каждый день встречаться с неприятностями и делать только то, что тебе не нравится (…) главное в жизни - чистота действия" ("Хагакурэ"). Так крупнейший японский писатель второй половины ХХ века расшифровывает философские предпосылки "Хагакурэ".

Нечто близкое к японскому отношению к смерти мы находим в чувашском обычае типшар, когда человек, испытавший незаслуженное оскорбление или поругание своей чести, совершает самоубийство (аналог самурайскому сэппуку или харакири). Интересные соображения по поводу типшара и чувашского восприятия жизнесмерти высказывает Эрбина Никитина (см. ее книгу "Чувашский этноменталитет: сущность и особенности. Ч., 2005. - 134-149 С. См. также повесть русского писателя Н.Д. Телешова "Сухая беда" // журнал "Мир божiй", 1898, №7; чувашский перевод П. Хузангая - "Тип шар". Ш., 1946).

В свое время я писал, что в глубине чувашской народной традиции мировосприятия прослеживаются слабые следы даосизма, дзэн-буддизма и даже конфуцианства. Но тема эта, к сожаленью, почти не исследована.

Алексей Романов, пытаясь придать вут-шу некое мистически-духовное измерение обращается к поэме суфийского праведника, мудреца и поэта Низами (1148?-1209) "Искендер-наме", герой которой Александр Македонский (араб. Зу-ль-Карнайн "двурогий") отправляется в страну Мрака в поисках источника живой воды, дарующей бессмертие. При этом по пути он якобы закладывает город Булгар:

И тогда Искендер

Часть поклажи сложил вглубь обширных пещер,



В тех местах он, сокровищ потратив немало,

Создал город Булгар, что расцвел небывало!..



Из Булгара он двинулся в Рус..

(Пер. К. Липскерова)



Или в другом месте:



Тот край старожилы назвали Бун-Гар,

От "глуби пещер" получилось - Булгар;

(ложная этимология на основе перс. бун и гар "дно, глубь пещеры" - А.Х.)



И слуг Искендеровых внуки доныне

Владеют землею на этой равнине.



Он выбрал привычных к лишеньям и мукам,

Подобных айарам, владеющим луком,



Воителей - с сердцем бестрепетно-смелым,

С могучею костью, с выносливым телом…

(Пер. Б. Лебедева и А. Кейхауза)



Конечно, это всего лишь легенда и поэтическая фантазия великого поэта, ибо Искендер со своим войском в потенциально булгарских землях не мог быть. Но то, что страна Мрака действительно существовала, свидетельствует и арабский путешественник Абу Хамид ал-Гарнати, который в 1135-36 годах зиму и лето провел в Булгаре и в своем сочинении "Му’ариб ан ба’д аджаиб ал-Магриб ав Нухбат ал-азхан фи ‘аджаиб ал-булдан" (Ясное изложение некоторых чудес Магриба, или выборка воспоминаний о чудесах стран) писал следующее: "А Булгар тоже огромный город, весь построенный из сосны, а городская стена - из дуба. А вокруг него без конца всяких народов, они уже за пределами семи климатов (…) А у него [Булгара] есть область [жители которой] платят харадж (чув. хырăç - А.Х.), между ними и Булгаром месяц пути, называют ее Вису. И есть другая область, которую называю Ару (…) А за Вису на море Мраков есть область, известная под названием Йура. Летом день у них бывает очень длинным, так что, как говорят купцы, солнце не заходит сорок дней, а зимой ночь бывает такой же длинной. Купцы говорят, что Мраки недалеко от них и что люди Йура ходят к этому Мраку…" Страна Мрака (Тьмы) в реальной географии находится гораздо севернее Булгарии и являлась местом обитания предков финноугорских народов - удмуртов (ары), вепсов ? (вису, др.-рус. весь), хантов (югра).

А. Романов трактует "страну Мрака" в поэме "Искендер-наме" как иносказание. "Полярная ночь - это погруженная во мрак душа человека, где бьется живой родник мистического прозрения. Описание пути, пройденного Искендером, где вместо земли - сера, серебро или россыпь алмазов - это символическое описание смены внутренних состояний человека, погруженного в себя во время мистической медитации". Воины, проходя через тьму и тяжкие испытания, должны быть смелыми и выносливыми, и только тогда они обретут сокровища духа (лалы) и достигнут просветления:

Много бед на земле в тяжких днях суеты,

Только крепкой душою их вытерпишь ты.



Те бойцы, что вернулись из области ночи

С тяжким грузом, раскрыли восторженной очи:



Не песок наполнял их тугие сумы,

А багряные лалы из области Тьмы.

(Пер. К. Липскерова)



Относительно тьмы и ее значении для воина любопытная параллель есть в "Хагакурэ": "Когда я встречаюсь с врагом, это действительно напоминает пребывание во тьме. Но если при этом мой ум пребывает в покое, он подобен ночи, озаренной бледным лунным светом. Если я начинаю поединок в таком состоянии, я знаю, что не могу быть ранен. Вот что чувствует воин в мгновение истины".

Если вут-шу действительно сможет воспитать в человеке такие качества как "покой"; "ум чистый и безыскусный", то есть не-ум, не-мысль ( япон. мунэн, мусин), а глубокое созерцание; не насилие, а "мягкость" как суть поединка; "бедность духа", то есть пустота в буддийском смысле; смысл жизнесмерти то, наверное, он сможет быть конкурентноспособным среди разных видов единоборств. Не внешний ритуал, а внутреннее изменение человека должно стать целью.

"Господин Санэнори говорил: " В пределах одного вздоха нет места иллюзиям, а есть только Путь". Если это так, то Путь един. Но нет человека, который мог бы ясно понять это. Ясность достигается лишь после многих лет настойчивого труда" ("Хагакурэ"). Хочу пожелать адептам вут-шу настойчивости в достижении ясного знания (просветления) и дальнейших шагов по избранному Пути.

Атнер П. Хузангай,

почетный Президент Чувашского национального Конгресса
Profile CardPM
  -7/0  
/?act=Post&CODE=02&f=73&t=1534009&qpid=12046640Наверх
GIN
post Jul 3 2013, 20:01 
Отправлено #467


Активный

Сообщений: 4 674
Из: Чебоксары



Цитата(jang @ Jul 3 2013, 19:29)
Атнер П. Хузангай,
*

... ну ведь никто же не воспринимает серьезно эти давние сумасбродные речи нездоровых разумом...

Сообщение отредактировал GIN - Jul 3 2013, 20:03 --------------------
Взрослых - нет, есть постаревшие дети
Profile CardPM
  0/+9  
/?act=Post&CODE=02&f=73&t=1534009&qpid=12047134Наверх
Chapaenok-ROSS
post Jul 4 2013, 09:50 
Отправлено #468


Активный

Сообщений: 10 360



Цитата
Вот уже десять лет существует небольшая группа людей, которая обучается боевоему искусству вут-шу.

чисто из любопытства - где можно посмотреть на эту "небольшую группу людей", я бы даже принял участие в тренировке, дабы ознакомиться хоть чуток. есть у меня такая тяга, помимо основных тренировок походить и по другим, для расширения кругозора... вот "Кĕрешÿ" я видел, спорно, что это чисто чувашский вид (ИМХО - база из вольной), но ребята есть и работают вполне себе не плохо, а про это первый раз слышу

Сообщение отредактировал Chapaenok-ROSS - Jul 4 2013, 09:53
Profile CardPM
  0/+4  
/?act=Post&CODE=02&f=73&t=1534009&qpid=12049197Наверх
Жуковский. Не поэт.
post Jul 4 2013, 14:49 
Отправлено #469


Активный

Сообщений: 4 008



Цитата(Chapaenok-ROSS @ Jul 4 2013, 10:50)
чисто из любопытства - где можно посмотреть на эту "небольшую группу людей", я бы даже принял участие в тренировке, дабы ознакомиться хоть чуток. есть у меня такая тяга, помимо основных тренировок походить и по другим, для расширения кругозора... вот "Кĕрешÿ" я видел, спорно, что это чисто чувашский вид (ИМХО - база из вольной), но ребята есть и работают вполне себе не плохо, а про это первый раз слышу
*


Вы - не Избранный. Так, что.... --------------------
Проблема этого мира в том, что воспитанные люди полны сомнений, а идиоты полны уверенности
Profile CardPM
  0/+5  
/?act=Post&CODE=02&f=73&t=1534009&qpid=12050884Наверх
Chapaenok-ROSS
post Jul 4 2013, 18:51 
Отправлено #470


Активный

Сообщений: 10 360



Цитата(Жуковский. Не поэт. @ Jul 4 2013, 15:49)
Вы - не Избранный. Так, что....
*

а как они планируют развивать, а главное - распространять все это? или это будет по принципу "объявить закрытым, элитарным и люди сами на это потянутся"? по опыту: любое единоборство тухнет, переходит в какие-то формальные вещи, как только начинает замыкаться в себе, мол мы самобытные и т.д., это аки непроточное озеро - высыхает или заболачивается. у нас допустим, не смотря на наличие в названии "российский" (заметьте, именно российский, а не русский) - берем хорошее отовсюду: вольная, бокс, ушу, самбо - плевать, лишь бы работало.
все это, появление "исконного", напоминает, процессы появления похожие... но пока не буду писать...
все же хотелось бы с этими людьми потренироваться. не письками мериться, чье кунгфу круче, а именно просто потренироваться у них, посмотреть, что это такое и с чем его едять
Profile CardPM
  0/+2  
/?act=Post&CODE=02&f=73&t=1534009&qpid=12051943Наверх
Chapaenok-ROSS
post Jul 5 2013, 07:51 
Отправлено #471


Активный

Сообщений: 10 360



jang? так будет ответ: где мне можно найти этих людей?
Только под видом вут-шу "карате в лаптях" мне не толкать, я в этих делах чуток разбираюсь. отличить ушу, карате и кикбокс смогу wink.gif

Сообщение отредактировал Chapaenok-ROSS - Jul 5 2013, 08:26
Profile CardPM
  0/+3  
/?act=Post&CODE=02&f=73&t=1534009&qpid=12053675Наверх
Жуковский. Не поэт.
post Jul 5 2013, 15:01 
Отправлено #472


Активный

Сообщений: 4 008



Цитата(Chapaenok-ROSS @ Jul 4 2013, 19:51)
а как они планируют развивать, а главное - распространять все это? или это будет по принципу "объявить закрытым, элитарным и люди сами на это потянутся"? по опыту: любое единоборство тухнет, переходит в какие-то формальные вещи, как только начинает замыкаться в себе, мол мы самобытные и т.д., это аки непроточное озеро - высыхает или заболачивается. у нас допустим, не смотря на наличие в названии "российский" (заметьте, именно российский, а не русский) - берем хорошее отовсюду: вольная, бокс, ушу, самбо - плевать, лишь бы работало.
все это, появление "исконного", напоминает, процессы появления похожие... но пока не буду писать...
все же хотелось бы с этими людьми потренироваться. не письками мериться, чье кунгфу круче, а именно просто потренироваться у них, посмотреть, что это такое и с чем его едять
*


Ни кто ни чего не собирается делать - ни по проблемам языка, ни борьбы, ни ржаных сухарей - ни чего. Главная цель - бубнёж. Если кто поставит минус, убедительно прошу - сразу напишите о конкретных шагах чувашской интеллигенции и властях Республики в поддержку и ли развития проблем обсуждаемых на форумах. Хотя бы за последние три года. --------------------
Проблема этого мира в том, что воспитанные люди полны сомнений, а идиоты полны уверенности
Profile CardPM
  0/+3  
/?act=Post&CODE=02&f=73&t=1534009&qpid=12056357Наверх
jang
post Jul 5 2013, 20:32 
Отправлено #473


Активный

Сообщений: 1 067



Цитата(Chapaenok-ROSS @ Jul 5 2013, 08:51)
jang? так будет ответ: где мне можно найти этих людей?
Только под видом вут-шу "карате в лаптях" мне не толкать, я в этих делах чуток разбираюсь. отличить ушу, карате и кикбокс смогу wink.gif
*

Обратитесь к суварам. В Чебоксарах их найти не сложно. Можете через ЧНК.
Profile CardPM
  -5/0  
/?act=Post&CODE=02&f=73&t=1534009&qpid=12057841Наверх
jang
post Jul 5 2013, 20:36 
Отправлено #474


Активный

Сообщений: 1 067



Цитата(Жуковский. Не поэт. @ Jul 5 2013, 16:01)
Ни кто ни чего не собирается делать - ни по проблемам языка, ни борьбы, ни ржаных сухарей - ни чего. Главная цель - бубнёж. Если кто поставит минус, убедительно прошу - сразу напишите о конкретных шагах чувашской интеллигенции и властях Республики в поддержку и ли развития проблем обсуждаемых на форумах. Хотя бы за последние три года.
*

Нынешняя власть в этом деле импотент biggrin.gif . Они из всех последних сил делают вид,что все нормально. Вокруг главы республики полным полно разных советников и помошников в этом деле.
Profile CardPM
  -6/0  
/?act=Post&CODE=02&f=73&t=1534009&qpid=12057852Наверх
vnik
post Jul 5 2013, 21:11 
Отправлено #475


Активный

Сообщений: 15 951



Цитата(jang @ Jul 5 2013, 21:32)
Обратитесь к суварам. В Чебоксарах их найти не сложно. Можете через ЧНК.
*

Так лидер этой мутной организации вроде под следствием? wink.gif --------------------
Ремонтировать - моя профессия! Приводить в негодность - удел остальных.
Бесконечно можно смотреть на огонь, воду,и на то, как паркуется блондинка!
Не дай Бог свинье рога, а холопу барство
Profile CardPM
  0/+1  
/?act=Post&CODE=02&f=73&t=1534009&qpid=12057977Наверх
jang
post Jul 5 2013, 21:20 
Отправлено #476


Активный

Сообщений: 1 067



Цитата(vnik @ Jul 5 2013, 22:11)
Так лидер этой мутной организации вроде под следствием? wink.gif
*

Неверная информация. У них нет одного лидера. Организация вполне цивилизованная. Судят Илле Иванова. Рейтинг ЧР намного снизмлся из за этого.
Profile CardPM
  -2/0  
/?act=Post&CODE=02&f=73&t=1534009&qpid=12058001Наверх
vnik
post Jul 5 2013, 21:27 
Отправлено #477


Активный

Сообщений: 15 951



Цитата(jang @ Jul 5 2013, 22:20)
Неверная информация. У них нет одного лидера.  Организация вполне цивилизованная. Судят Илле Иванова. Рейтинг ЧР намного снизмлся из за этого.
*

У кого неверная информация? Я читал (и говорил, соответственно) о господине с фамилией Архипов. И ни о каком суде не упоминал... Вам надо-бы с русским языком подружиться... wink.gif --------------------
Ремонтировать - моя профессия! Приводить в негодность - удел остальных.
Бесконечно можно смотреть на огонь, воду,и на то, как паркуется блондинка!
Не дай Бог свинье рога, а холопу барство
Profile CardPM
  0/+3  
/?act=Post&CODE=02&f=73&t=1534009&qpid=12058032Наверх
Chapaenok-ROSS
post Jul 6 2013, 10:38 
Отправлено #478


Активный

Сообщений: 10 360



Цитата(jang @ Jul 5 2013, 21:32)
Обратитесь к суварам. В Чебоксарах их найти не сложно. Можете через ЧНК.
*

а где их искать-то? и кто это вообще, в смысле, че за контора такая суварская? вы думаете, что в Чувашии каждый встречный поперечный знает иде этих суваров искать?
Profile CardPM
  0/0  
/?act=Post&CODE=02&f=73&t=1534009&qpid=12059192Наверх
jang
post Jul 7 2013, 15:02 
Отправлено #479


Активный

Сообщений: 1 067



Цитата(Chapaenok-ROSS @ Jul 6 2013, 11:38)
а где их искать-то? и кто это вообще, в смысле, че за контора такая суварская? вы думаете, что в Чувашии каждый встречный поперечный знает иде этих суваров искать?
*

Обратитесь в ФСБ
Profile CardPM
  -4/0  
/?act=Post&CODE=02&f=73&t=1534009&qpid=12062802Наверх
jang
post Jul 7 2013, 15:03 
Отправлено #480


Активный

Сообщений: 1 067



Цитата(vnik @ Jul 5 2013, 22:27)
У кого неверная информация? Я читал (и говорил, соответственно) о господине с фамилией Архипов. И ни о каком суде не упоминал... Вам надо-бы с русским языком подружиться... wink.gif
*

Меньше сплетни слушайте.
Profile CardPM
  -3/0  
/?act=Post&CODE=02&f=73&t=1534009&qpid=12062803Наверх

36 Страницы « < 30 31 32 33 34 > » 
/?act=Post&CODE=02&f=73&t=1534009Topic Options
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
Быстрый ответ
Кнопки кодов
 Расширенный режим
 Нормальный режим
    Закрыть все тэги


Открытых тэгов: 
Введите сообщение
Смайлики
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
         
Показать все

Опции сообщения