Сhimaera, странно что наши любимые национал-патриоты не участвуют в подобной дискусии. Хотя об направления хотят свои школы, классы
Давайте тогда иудейские классы откроем, буддистские, джедайские, синтоистские, классы Пожирателей смерти, у нас же равенство религий прописано, мало ли кто во что верит, что ж мы другие ущемляем! Еще тогда не будем ущемлять ни одну национальность - даешь классы представителей каждой национальности. Не забудем тогда про эльфов и хоббитов - в переписи они тоже были, у нас имеются.
Удивительное дело - в городе катастрофическая нехватка школ. Начальных классов в особенности. Уже отняли возможность обучать детей в Лицеях и гимназиях. Теперь отнимают возможность нормально обучаться в школе вообще, отнимая целую школу (!!!!) под православную.
Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят черные.
(с) Румата Эсторский.
А серости нам не занимать.
--------------------
— Собираетесь стройными рядами и начинаете истошно орать дурацкие гимны, и надрываетесь от энтузиазма. Помнишь? — Энтузиазм у нас в крови! — Энтузиазм вам вбивают в ваши тупые головы. (с) АБС
Значит так, уважаемые форумчане. Ввиду неадекватно резкой реакции на сообщение топикстартера позволю себе ответить на некоторые из заданных ему вопросов.
______________________________________
Цитата(Lizabet @ Mar 24 2013, 22:51)
А как такое вообще возможно (все-таки это не церковно-приходская школа какая-нибудь, а общеобразовательная) и что подразумевает под собой "православный", что включено в программу?
1. ....как это возможно?
Для начала советую прочитать (хотя бы по диагонали) это ссылка 1 и это ссылка 2 В основном все нижеприведённые цитаты взяты там, если нет - будет указана ссылка.
Если вкратце - с тех пор, как появились "Основы религиозных культур и светской этики, ОРКСЭ (ранее — Основы духовно-нравственной культуры народов России) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19 регионах России[1] — с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента — во всех регионах с 1 сентября 2012 года." преподавание ОРКСЭ стало обязательным в 4 классах школ с 1 сентября 2012 года. Это факт, его оценка - личное дело каждого.
Далее Ученики либо их родители (законные представители) имеют право по своему желанию выбрать предмет «Основы православной культуры» (ОПК) в качестве одного из модулей обязательного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Всего модулей 6, и среди них - ВНИМАНИЕ! - «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Это означает, что: - учтены интересы не только представителей т.н. "4 традиционных конфессий России", но и граждан, причисляющих себя к иным религиозным традициям; - учтены интересы атеистов, агностиков и всех тех, кому религия, мягко говоря, не интересна.
При этом Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним Также "Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего"
Поэтому обвинения в адрес РПЦ, якобы навязывающей и проталкивающей "религию" в систему государственного образования, безосновательны. Во-первых, среди религиозных конфессий не одна РПЦ, во-вторых, не религия, а культурология (адаптированная для детишек). Предмет КСЕ в школах и ВУЗах ни у кого же раздражения не вызывает?
2. .... и что подразумевает под собой "православный", что включено в программу?
Опять цитата: "Заявленная цель предмета — ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства. Предмет представлен Министерством образования и науки как светский; преподавание ведется светскими педагогами. Обучение проводится по предложенному Министерством образования и науки России единому для всех школ учебнику «Основы православной культуры» А. В. Кураева."
Иными словами, квалифицированный педагог, пойдя соответствующие курсы повышения квалификации, может преподавать ОПК. Учебник несложно найти в инете; его описание и содержание доступны здесь ссылка 2 и здесь ссылка 3 Программа курса в основном соответствует содержанию учебника. Учебник не лишён недостатков и критикуется рядом представителей научной общественности, но он будет дорабатываться и корректироваться. Справедливости ради стоит отметить, что учебники по остальным модулям критикуются не меньше
Если читать не по диагонали, а просто внимательно, то видно, что этот самый курс рассчитан на один единственный год преподавания, на один час в неделю. Есть ли смысл организовывать целый класс и называть его одиозно "православным", если всего православия в классе предполагается 34 урока за всю историю?
KeNT[8], разъясните, пожалуйста, это важно: 1) это дополнительные классы в параллели или они преобразованы из существующих классов? 2) источник финансирования религиозного образования - церковь или бюджет государства? 3) будут ли в учебной программе религиозные предметы; если да, то будет ли увеличено общее количество часов в неделю или часть часов общеобразовательных предметов будет отдана религиозным? 4) это нововведение касается только младших классов, или религиозной программа обучения останется до 11 класса?
А теперь самое важное. Излагаю так, как понял сам. Когда мы говорим о православном классе, надо понимать, что по официальной программе МинОбра изучение ОПК предусматривается только в программе 4 класса. В 29 школе же открывают 1 класс. Это означает, что почти единственная законная форма изучения ОПК в данном случае - добровольный факультатив, возможный лишь с одобрения директора, классного педагога и родителей ребёнка.
С учётом этого отвечаю:
1. Нет, не преобразованы. Класс набирается на основании заявлений родителей, согласных с тем, чтобы их ребёнок обучался в т.ч. и ОПК. Если минимум (15 чел.) не набирается, класса не будет. Перед началом 2012-2013 учебного года именно так и произошло - не собрали ни один класс. Более того - организация такого класса возможна только в школе, в которой недобор учеников. В этом случае директор заинтересован в создании такого класса, поскольку при недоборе ему урежут финансирование, и в 29 школе как раз такая ситуация (мне так объяснили, но на 100% не утверждаю). Поэтому да - класс дополнительный. Большой плюс - в такой класс можно попасть без прописки. Т.е. если в школе, за которой закреплён ваш дом, все места уже заняты, а до той же 29 не так далеко, можно пойти туда
2. Религиозного образования в государственной школе нет и быть (в сегодняшней России) не может, но Ваш вопрос ясен. Ответ прост - ни церковь, ни бюджет государства. Важно понимать, что православный класс - это обычный 1 класс + наличие добровольного факультатива. Государство финансирует программу обучения обычного 1 класса, а всё, что связано с факультативом (метод. материалы, наглядные пособия и т.д.), финансируют родители, которые заранее с этим согласны. Поэтому
3. Религиозных предметов не будет (запрещено законом, да их и в принципе нет в современной светской школе); не будет урезан ни один из предметов утверждённой программы за счёт факультатива ОПК, поскольку а) это запрещено (см.выше); б) в этом нет необходимости.
4. Религиозной программа обучения до 11 класса не останется, поскольку она таковой и не была. Что касается ОПК, то после 4 класса их преподавание возможно опять же только в форме добровольного факультатива, по крайней мере, на данный момент.
Надеюсь, эта информация хотя бы отчасти помогла решить Ваши вопросы. Если нет, давайте разбираться дальше.
Сообщение отредактировал EgoRiy - Apr 24 2013, 14:44
Если читать не по диагонали, а просто внимательно, то видно, что этот самый курс рассчитан на один единственный год преподавания, на один час в неделю. Есть ли смысл организовывать целый класс и называть его одиозно "православным", если всего православия в классе предполагается 34 урока за всю историю?
Верно, 1 год. Однако в данном случае предполагается, что дети с 1 по 3 класс будут узнавать о Православии факультативно, а в 4 пройдут ещё и утверждённую государством программу.
Что касается организации класса - смысл есть. Есть достаточное количество верующих родителей, которые хотели бы, чтобы их дети знакомились с Православной верой прямо с младших классов школы. Проблема в том, что 29 школа в Северо-Западном, а многие живут в других районах, и им трудно добираться. Если бы не это - нужное количество заявлений уже давно собрали бы. Ну а "Православным" класс назван для краткости и удобства, насколько я понимаю
Сообщение отредактировал EgoRiy - Apr 24 2013, 15:16
Заявленная цель предмета — ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства. Предмет представлен Министерством образования и науки как светский
Цитата(EgoRiy @ Apr 24 2013, 15:26)
Есть достаточное количество верующих родителей, которые хотели бы, чтобы их дети знакомились с Православной верой
Так речь все-таки о культурологическом светском предмете или знакомстве с Верой?
--------------------
Господь на своем суде ВАКовский список учитывать не будет.
Верно, 1 год. Однако в данном случае предполагается, что дети с 1 по 3 класс будут узнавать о Православии факультативно, а в 4 пройдут ещё и утверждённую государством программу.
Странно, а с чего бы вдруг такое отступление государственного учебного заведения от утвержденной государством же программы?
Цитата(EgoRiy @ Apr 24 2013, 15:26)
Что касается организации класса - смысл есть. Есть достаточное количество верующих родителей, которые хотели бы, чтобы их дети знакомились с Православной верой прямо с младших классов школы.
А достаточное количество верующих родителей не в состоянии водить детей в воскресную православную школу? Это обязательно делать актом веры в среднем учебном заведении, законом поставленным вне церкви и религии? Как достали уже представители религиозных конфессий, так и норовящие рассказать о том, как они хорошо относятся ко всем окружающим и тут же ставящих себя в исключительное положение. Ну разве кто-то запрещает учить православной вере? Есть воскресные школы, есть пастыри, есть множество других способов, ну почему нужно обязательно создать класс, потом создать рядом мусульманский класс и начать выяснять как эти религии вместе уживаются? Неужели нельзя это делать вне стен школы?
EgoRiy, спасибо за ответ. Только я не совсем поняла: это официальное разъяснение или ваше истолкование?
Поскольку я не являюсь официальным представителем РПЦ, я не могу давать официальных разъяснений. Скорее, это попытка краткого изложения общедоступной официальной информации плюс сведения, полученные в ходе общения с организаторами класса и родителями потенциальных учеников
Сообщение отредактировал EgoRiy - Apr 25 2013, 09:09
Так речь все-таки о культурологическом светском предмете или знакомстве с Верой?
Речь о факультативе в рамках школьной программы. Естественно, в этом случае его (факультатива) содержание может быть только светским, что выражается в культурологической, а не вероучительной подаче предмета. Но и знакомство с верой здесь тоже есть, просто с другой стороны. Это и исторический, и культурный аспекты религии; это и этические принципы (лежащие, кстати, в основе современной светской культуры). Это, наконец, просто понимание того, что можно верить в Бога и при этом быть современным, полноценным, активным человеком и членом социума. А то ведь у нас как: православный, значит, тёмный, необразованный, зашуганный и т.д.
Хотелось бы ещё заметить. Не хочу никого задеть, но при чтении сообщений этой темы сложилось примерно такое впечатление: "Ахтунг! Церковь наступает! Мракобесы идут в атаку и тихой сапой подбираются к нашим детям. Жирные попы прямо на своих мерседесах пытаются въехать в "святая святых" - нашу чудесную, уникальную, белую и пушистую, самую-лучшую-в-мире систему образования с целью развода глупенького государства на бабки". Стругацких тут цитировали, церковно-приходские школы пророчили. Ребят, да спуститесь уже на землю. Да, понимаю, 70 с лишним лет псевдо-атеистического государства; да, почти под ноль уничтоженная религиозная и философская культура и, как следствие, примитивный лубок "серость-попы-развод-на-бабки" вместо реального представления о Православии вообще и о буднях церковной жизни в частности. Но ведь если непонятно, можно просто посмотреть, спросить, подумать, наконец, а не сыпать избитыми штампами.
Реальное положение дел в этом вопросе, между тем, очевидно. Итак: 1. Наши чиновники никого не подпустят к распилу бюджета. Ну вот никого, и всё тут. Данный тезис, надеюсь, в комментариях не нуждается? 2. "Религиозный предмет", "религия в школе" - вы о чём? Система образования - одна из самых "застроенных" в России. Про добровольно-принудительную агитацию за "ЕдРо" в школах на каждые думские выборы ещё не все забыли? Из элементарного страха получить по шапке или потерять место почти любой учитель-директор-чиновник МинОбра превентивно запретит такой факультатив при любом намёке на "религию". Все рычаги для этого имеются. Кстати, попытки протащить религию в школу в 95% случаев предпринимаются сектантами (например, иеговистами или неопятидесятниками). Что касается православных священников, то они ходили и будут ходить в школы, но не для вероучительной деятельности, а для тех же бесед, факультативов, содержание которых строго согласовано с руководством школы. Что плохого, если о вреде наркотиков с детьми поговорит не только тётенька из РОНО, но и батюшка? Не хотите православного - приглашайте муллу (правда вопрос, согласится ли он придти). Не хотите священника - не приглашайте, вот и всё. Это вопрос вашего доверия к руководству школы и к выбираемым им педагогическим приёмам. 3. От введения факультатива/урока ОПК РПЦ не выигрывает и не получает ничего. Совсем ничего. Правда и помощь может оказать в основном моральную. Пособия, плакаты, консультативная поддержка - это максимум. Церковное руководство, в т.ч. и в Чувашии, наоборот, всячески осторожничает в таких делах именно из-за неумеренной критики социальной деятельности Церкви всеми, кому не лень. Проверено лично и не раз.
Сообщение отредактировал EgoRiy - Apr 25 2013, 12:01