Ответить Создать тему

Чувашский язык - язык архетипов? , Чăваш чĕлхи - авалхи архĕтисемпе çыхăннă.

Станислав Убасси
post Feb 10 2013, 13:12 
Отправлено #1


Продвинутый

Сообщений: 116



Чувашский язык - язык архетипов.

Чăваш чĕлхи - авалхи архетипсемпе çыхăннă!

Сегодня по-китайскому календарю - Новый год. Почему он наступает в феврал - об этом Дерек Уолтерс.

Но для нас важен другой вопрос: почему по китайскому календарю Новый год наступает в феврале, а в Чувашии - в марте?


Для традционного китайского календаря важен лунный цикл, для восточного - солнечный. Отсюда первый знак гороскопа - овен.
К чему все это? В "Нарспи" год начинается с ОВНА (первое же слово произведения - Овен, "конец марта").
Однако именование персонажа НАРСПИ имеет отношение к ЛУННОМУ КАЛЕНДАРЮ. Так называли девочек, родившихся в феврале (нарăс - февраль).

Какое отношение Новый год по китайскому календарю имеет к Чувашии, к чувашскому языку и к "Нарспи"? Об этом - на своем блоге. Кому интересно - найдет.

Сообщение отредактировал Станислав Убасси - Feb 10 2013, 17:42
Profile CardPM
  0/0  
Станислав Убасси
post Feb 10 2013, 15:35 
Отправлено #2


Продвинутый

Сообщений: 116



Станислав Убасси "НАРСПИ" КАК МОДЕЛЬ МИРА (СЕМИОТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ)"


Задумывался ли кто-нибудь о том, почему столь популярные ныне гороскопы начинают отсчет времени с созвездия Овна? А все дело в том, что в древних календарях новый год начинался именно с 21 марта – со дня весеннего равноденствия, когда солнце освещает поровну половины обоих полушарий земного шара, в связи с чем на всей планете ночь и день делятся пополам – по 12 часов. Что любопытно, Всемирный день астрологии отмечается ежегодно 20 марта, когда завершается один астрономический год и начинается новый (астрология, напомню, – есть учение о воздействии звезд не только на земной мир, но и на человека). И еще один существенный момент: в древности год разбивался на две части - лето и зиму. Причем зимнее время было связано со знаком «умирания» мира земного - природа впадала в сон (в «зимнюю спячку»). И поэтому акцент делался именно на летнем времени, говорили: ЛЕТОисчисление, или: в ЛЕТО такого-то года…
Системно интересоваться этими вопросами я начал, не поверите, после работы над монографией по поэтике «Нарспи». Интуитивно чувствовал: существует какая-то чудодейственная магия начальных строк поэмы, которые знает, пожалуй, каждый чувашский школьник:

Пуш уйăхăн вĕçĕнче В конце месяца пуш (марта)
Хĕвел пăхрĕ ăшăтса, Солнце глянуло, согревая,
Силпи чăваш ялĕнче И в Сильби, селении чувашском,
Юр ирĕлчĕ васкаса. Снег растаял торопливо.
(Примем во внимание: вынужденный буквальный перевод содержания стиха с любого языка уничтожает поэзию, уничтожает мелодику его содержательного стихопения).

Здесь в четырех строчках умещается архетипическая модель рождения мира. «Пуш уйăх» - в древнечувашском означал не что иное, как незачатый месяц. То есть месяц, в котором акт «природного оплодотворения» еще отсутствовал (пушă – значит, пустой). Но при чем тут зачатие? А дело в том, что чувашское слово законсервировало олицетворяющий архетип своей связи с природными явлениями: но человек, будучи частью Природы, живет по ее законам. Соответственно языковые символы адекватно отражают эту древнюю сакральную связь с Природой (равно как в русском слове приРОДа, в корневом его значении, присутствует символ рождения жизни).
Итак, что мы имеем? А имеем мы определенную образную «перекличку» темы начала года с темой начала произведения. Художники, поэты, музыканты знают, как сложно начать произведение, не сфальшивить или, как говорят музыканты: правильно взять первую ноту. Начать – значит зачать. Кстати, в древнем русском языке слово «зачать» значило «начать» (так «зачало» в значении - «начало» использовалось в наименовании отрезков текста в книгах Священного Писания Нового Завета).
Зачатие жизни в Природе связано с животворящей ролью Солнца. Астрология, возникшая на Востоке в древности, была тесно связана именно с астральными культами, в основе которых лежит учение о творящей роли Солнца-демиурга (Солнца-творца), за которым закреплено мужское осеменяющее начало. Феноменально, но именно эту модель в лаконичной форме структурирует автор поэмы. В начальных строках «Нарспи» демиургическая роль Солнца изображена крайне лаконично. Именно так: ежегодное возрождение жизни в природе происходит по причине взаимодействия мужского и женского начал. Чуваши говорят: «Хĕвел – Атте, Çĕр – Анне» (Солнце – Отец, Земля – Мать). Образ Солнца-Хĕвел, выявляясь уже во второй строке поэмы, а в дальнейшем он будет пронизываь все произведение, проявляться особенным образом в каждой из ее глав. Весенняя динамика рождения жизни в природе достигается за счет употребления обилия глагольных форм, передающих активную, наступательную энергию мужского начала.
Что движет шестнадцатилетним поэтом? Знание тонкостей восточного календаря и науки зороастризма? Вряд ли. Автор «Нарспи» словно бы сам излучает энергетику архетипов чувашского слова - слова, не подвергнутого унифицированному влиянию талмутов ислама и христианства, слова которое содержит в своих тайниках значения восточные природные символы, в данном случае, булгаро-тюркского происхождения. Очевидный факт: чувашский язык законсервировал в своих словах знакообразы эпохи зороастризма. И неоднократно мы вынуждены будем предполагать: быть может, именно этот ключ лежит в основе феномена «Нарспи»?
…Оплодотворенная солнечной энергией, словно семенем, земля Сильби – женская плоть - вскоре дает новую жизнь приРОДе: «Тухать курăк çăп-çăра / Хĕвел хытă хĕртнĕрен (букв. перевод: Выходит трава густым-густа, / Оттого, что Солнце жарко греет). Таким образом, именно энергетика чувашских вербальных архетипов создает лаконичный концентрированный образ зарождения жизни в природе – т.е. создается скрытый в глубине подтекста символ модели мира.
В этом плане любопытна тайна «природного креста» в обозначенная в начале поэмы. Крест и его изображение – один из важнейших, интересных загадочных архетипических символов. Обозначим лишь несколько существенных моментов. В знаке КРЕСТА вертикальная линия символизирует мужское активное, наступательное начало; горизонтальная линия – есть символ женской природы, земных сил. Взаимодействие этих двух стихий есть предпосылка рождения всего НОВОГО (новой жизни, нового явления). Место же пересечения вертикальной (мужской) и горизонтальной (женской) линий – есть сакральная (магическая) точка рождения Нового мира. В знаковой мифологеме «Хĕвел – Атте, Çĕр – Анне» (Солнце – Отец, Земля – Мать), столь четко выписанной в «Нарспи» – формула космической Модели мира, показатель древней связи этнорелигии булгаро-чувашей с зороастризмом. При дальнейшем анализе легко убедиться: архетипический «скелет» произведения настолько функционален, настолько системен, что не может не возникнуть вопрос о целенаправленном отбраковывании всего несущественного в русле выбранной архитектоники поэмы.
Несколько слов о неслучайных гениальных находках. В реалии причиной наименования новогоднего созвездия Овном следует считать то, что при вступлении Солнца в знак весеннего равноденствия наступала пора выгона скота на летние пастбища. А что вы скажете о сцене с пастушком, который пасет именно овец (все подчинено знаку ОВНА) ? Гениальная случайность? Или осознанный сюжетный ход?
Далее. Именование героев в поэме – особая тема. Затрону лишь вопрос о имянаречении главного персонажа произведения, чьим именем названо произведение. Имя НАРСПИ получали девочки, рожденные в месяц Нарăс (то есть в феврале). Это зимний месяц, предшествовавший марту – началу зарождения жизни. Нарспи, с ее вызовом ритуальным обычаям, сообразным с космическим творением мира, родилась раньше времени. И она обречена на гибель. Здесь та ситуация, когда в имени заключен знак судьбы.
Пролог и финал «Нарспи» находятся в оппозиции «начала» и «конца», «верха» и «низа». Если начало произведения – есть буйство солнечной энергии и света, то финал повествует о Нарспи, лежащей в темном тесном гробу, для которой наступила вечная ночь. Здесь налицо построение художественного образа на оппозициях «начало» - «конец», «верх»-«низ».
Знаете ли вы произведение классики, которое бы закладывало с самого начала потенциал космической модели мира?! Такового в истории литературы – нет! Причем этот образ в дальнейшем развитии сюжета найдет интереснейшее преломление. Вот в этом феномен «Нарспи». Не случайно столетие чувашского классика было осенено эгидой ЮНЕСКО.

Ытти алçырусем - кĕнекере тата хамăн блогсинче ("убасси" лартсан тупатăр)

Сообщение отредактировал Станислав Убасси - Feb 10 2013, 19:30
Profile CardPM
  0/0  

ОтветитьTopic Options
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
Быстрый ответ
Кнопки кодов
 Расширенный режим
 Нормальный режим
    Закрыть все тэги


Открытых тэгов: 
Введите сообщение
Смайлики
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
         
Показать все

Опции сообщения