«Корбина» против ЖЭКов. Региональному развитию мешают чиновники
Провайдер широкополосного доступа в Интернет «Корбина Телеком», практически завершил строительство собственной сети в Москве и теперь собрался выходить на региональные рынки. Компания планирует вложить 18—20 млн долл. в строительство сетей в 12 городах европейской части России. Сумма инвестиций, по словам руководства компании, могла быть и больше, если бы не сопротивление местных властей. Эксперты соглашаются: весомая доля затрат на строительство сети приходится на решение «административных вопросов». Вчера старший вице-президент оператора «Корбина Телеком» Александр Малис поставил точку в проекте основного строительства сети передачи данных в Москве. Год назад г-н Малис уверял, что за 72 млн долл. компания построит сеть, охватывающую 27 тыс. жилых домов столицы и на конец года у компании будет 180 тыс. абонентов широкополосного доступа в Интернет. Смена акционера (в марте этого года Александр Мамут и холдинг Виктора Вексельберга «Ренова Капитал» купили «Корбину» у американской IDT), по всей видимости, вынудила компанию уменьшить объем инвестиций, и результаты оказались несколько ниже прогнозов: израсходовав 42 млн долл., «Корбина», по словам Александра Малиса, подключила 20 тыс. домов и 120 тыс. абонентов.
Причем в последнюю цифру слабо верят как конкуренты оператора, так и аналитики. По данным исследования J’son & Partners, на середину 2006 года доля «Корбины» не превышала 7% московского рынка широкополосного доступа — у оператора было не больше 56 тыс. абонентов. «Трудно предположить, чтобы за столь короткий срок они удвоили абонбазу», — говорит аналитик J’son & Partners Борис Овчинников. По словам его коллеги из iKS-Consulting Максима Савватина, «Корбина» еще летом занимала четвертое место среди московских операторов домовых сетей с 45 тыс. абонентов.
Невыполнение плана по подключению 180 тыс. абонентов в «Корбине» объясняют «административными» помехами. «Подключение домов — больше не техническая, а административная проблема. ЖЭКам и ТСЖ не важно, есть ли у жильцов скоростной Интернет, главное — сколько от этого будет денег в их собственном кармане», — возмущается г-н Малис. По его словам, около 3% капитальных затрат в 2006 году было истрачено на разрешительные документы. С такими же проблемами сталкиваются и конкуренты «Корбины». Коммерческий директор «Комкор ТВ» (сеть «Акадо») Сергей Бешев соглашается, что и у них недопонимание со стороны чиновников часто становится сдерживающим фактором для развития сети. «Но это не всегда так. Например, управы Гагаринского района и Зеленограда сами пришли к нам с просьбой построить сеть для их жильцов», — говорит г-н Бешев.
Тем не менее руководство «Корбины» не теряет оптимизма: инвестировав в московскую сеть 25 млн долл. в следующем году, оператор намерен запустить проект IP-телевидения, построить 1,2 тыс. хот-спотов Wi-Fi и увеличить абонентскую базу до 300 тыс. К тому же, по словам Александра Малиса, в следующем году сеть «Корбины» должна появиться в 12 городах европейской части России. Пять из них, где «хоть как-то удалось решить административный вопрос», это Санкт-Петербург, Ярославль, Калуга, Тула, Волгоград и Оренбург. Остальные города вице-президент «Корбины Телеком» предпочитает не называть. «Стоит сказать, в какой город ты собираешься прийти, и цена выхода вырастает в разы. МРК не хотят терять рынок и увеличивать конкуренцию, и местные чиновники играют им на руку», — сетует г-н Малис. По его словам, бюджет экспансии должен составить 18—20 млн долл. «Он может быть значительно больше — 35 млн, — добавляет руководитель «Корбины», — если будут хорошо решаться различные вопросы, и в первую очередь административный».
Аналитики отмечают, что бюджет проекта выглядит заниженным. «Озвученного объема инвестиций хватит только на не очень масштабное развертывание сети в заявленных пяти городах, но все эти деньги можно было бы инвестировать, например, только в Санкт-Петербург», — считает Борис Овчинников. По мнению Максима Савватина, наиболее логичным путем развития «Корбины» должен быть выход в Подмосковье и позже — в Центральный федеральный округ. «На этом ненасыщенном рынке огромный потенциальный спрос и большие перспективы», — говорит г-н Савватин. Впрочем, он же отмечает, что «Центртелеком», местный существенный оператор, не заинтересован в появлении конкурентов своему молодому ADSL-проекту.