Почему в России мало соблюдают правила мобильного этикета?
В ресторанах Швеции за использование сотового телефона могут оштрафовать, а в театре «Ла Скала» их и вовсе сдают в гардероб. Правила мобильного этикета существуют и у нас, в России, но их мало кто соблюдает. Почему?
В Праге в венском кафе, напротив ратуши, я была единственной, у кого на столе лежал телефон: когда он зазвонил, все обернулись и посмотрели на меня так, будто бы услышали неприличный звук«, — вспоминает Марина Гетманская, управляющий партнер агентства AG Loyalty. У нее клиентский бизнес, и она признается, что буквально спит и ест вместе с телефоном, практически никогда не отключаясь: «Однажды друг, с которым мы встретились в кафе, упрекнул меня: 20 минут из того часа, что мы беседовали, ты отвлекалась на звонки и SMS!» Раздражающий фактор
Что больше всего раздражает человека в поведении других, когда они пользуются мобильными телефонами, ноутбуками или планшетами? Ответить на этот вопрос попытались исследователи из компании Intel, проведя в 2011 году 400 интервью с жителями Москвы и Нижнего Новгорода.
55% опрошенных самым сильным раздражающим фактором назвали водителя, который отправляет SMS-сообщения за рулем. Громкие разговоры по мобильному в общественных местах выводят из себя 41%, а навязчивые мелодии звонков — 29%. Каждый четвертый возмущен, что даже в общественном туалете не спрятаться от чужих телефонных трелей и бесед. Каждому пятому не нравится, когда человек с ноутбуком занимает слишком много места в ресторане или автобусе. 16% раздражает, если знакомые и друзья читают и посылают SMS во время встреч и совместных обедов. «Недовольство это вполне оправданно: с человеком договариваются о личной встрече, не предупредив, что на ней будет присутствовать кто-то третий», — замечает Эля Басманова, ведущий консультант агентства «Деловой протокол», специалист по этикету. Отвлекаясь от живого разговора на мобильное общение, собеседник тем самым показывает, что сидящий рядом для него вторичен, объясняет она.
То, что сотовый телефон играет особую роль в жизни россиян, подтверждают и результаты опроса Intel: не менее 58% участников исследования скорее бы отказались от кофе или чая, чем от мобильника!
Культура ответа
У нас не развита культура ответов на телефонные звонки, считает Дмитрий Неткач, управляющий партнер компании Watcom Shop Mechanics. «В России почему-то принято, где бы ты ни был, тут же хватать звонящий мобильный телефон, — замечает он. — Обычная картина: в спортклубе мужчина выныривает из бассейна, услышав звонок, хватает трубку и по пояс в воде ведет разговор».
А вот в США, где Неткач прожил несколько лет, чаще практикуются отложенные звонки. На первый звонок срабатывает автоответчик, человек излагает суть своего вопроса, и ему обязательно перезвонят в течение 1-2 часов. «Многие из нас ведут себя иначе, даже во время деловых переговоров берут трубку: “Я сейчас занят, позвоню позже”. То есть выполняют ту же функцию автоответчика, — говорит Неткач. — В результате мы живем в состоянии всегда на связи, боимся пропустить что-то важное, забыть о звонке. Это не только напрягает окружающих, но и самого владельца телефона вгоняет в стресс».
«Телефон — мощный раздражитель. Человек, говорящий громко в метро или ресторане, передает свои эмоции другим, — убеждена Эля Басманова. — Довольно трудно оставаться невозмутимым, если рядом кто-то гневно кричит: «Как? Вы до сих пор не оформили договор? Чем вы там занимаетесь?» Когда люди в метро сидят плечом к плечу, такие разговоры внедряются в интимную зону, которая даже для самого терпимого человека составляет от 15 до 50 см.
Слишком личные разговоры тоже оскорбляют окружающих. Став свидетелями такой беседы, они чувствуют неловкость, как будто подглядывают в замочную скважину, уточняет Басманова. Специалисты по этикету считают: разговор в общественном месте можно себе позволить, если только говорить в трубку, негромким голосом. (Но только не в театре, музее, библиотеке или поликлинике.) У мобильных телефонов чувствительные микрофоны, а собеседник может настроить громкость на своем аппарате. «Когда окружающие видят, что вы стараетесь никому не мешать, такой разговор меньше раздражает», — замечает Басманова.
Уловки для тишины
Но и в театре мобильный этикет нарушают сплошь и рядом. В связи с этим театры даже вынуждены устанавливать специальные глушители, подавляющие работу сотовых телефонов. К примеру, такое оборудование установлено в Мариинском театре, в театре Петра Фоменко «Европа», рассказывает Басманова. В парижской «Гранд опера» глушители поставили еще в 2004 году.
«Даже на третье объявление с просьбой отключить телефоны многие зрители не реагируют: в темноте светятся экраны, слышится жужжание в сумках, — рассказывает Эльшан Мамедов, генеральный директор театрального продюсерского центра “Независимый театральный проект”. — Звонки очень отвлекают актеров. Некоторые актеры, если в зале раздается звонок, прерывают спектакль, говорят что-то в адрес нарушившего тишину».
Просьбы отключить телефон уже не срабатывают, и театральным менеджерам приходится прибегать к уловкам. Например, перед спектаклем «Боинг-Боинг» отключить телефоны просили так, как это делают на борту самолета, от имени пилота, приводит пример Мамедов. На спектакле «Игра в правду» такие объявления делали голосами известных актеров: Гоши Куценко, Ирины Апексимовой. Чтобы призвать к порядку зрителей, был придуман и еще один ход: включать самые популярные рингтоны — люди хватаются за трубки, думая, что звонит их телефон, и тогда-то звучит объявление. Рабочее частное пространство
Комфортный офис тоже трудно представить без правил и ограничений. Особенно если речь о так называемых openspace, открытых рабочих пространствах, где много сотрудников сидят бок о бок. «Мне приходилось бывать в российских и зарубежных компаниях, в которых существуют правила privacy: при входе на словах или с плакатов нас призывали переводить звук телефона или “таблетки” на минимум, чтобы неожиданный звонок или сигнал почтового сообщения не навредил рабочему настрою людей, — рассказывает Дмитрий Денискин, директор по маркетингу компании AGC Flat Glass Russia. — На продуктах “с яблочком” это действие выполняется в одно движение. И проблема раздражения окружающих решена. Это просто, поэтому никогда не забываешь сделать».
В атмосфере, где покой работающих берегут, приятно находиться, замечает Денискин. Но, по его же словам, у такого подхода есть и оборотная сторона: люди на рабочих местах не могут свободно разговаривать по телефону, не раздражая окружающих. Однако эту проблему можно решить еще на стадии проектирования офиса, считает Дмитрий: «достаточное число небольших переговорных комнат снимает остроту вопроса».
Чтобы не раздражать коллег, стоит отрегулировать громкость звонка и SMS-уведомлений. Телефон надо брать с собой, если вы отлучаетесь с рабочего места: ничто так не выводит из себя окружающих, как звонящий телефон, к которому никто не подходит, замечает Басманова. Звонки без правил
Четкие правила мобильного этикета нужны так же, как и правила поведения за столом, убеждены 72% участников исследования Intel. Это давно уже поняли операторы мобильной связи. Так, в английской компании British Telecom есть даже должность менеджера по этикету, который отвечает за вопросы корректного общения по телефону. А американская компания Verizon издала книжку комиксов «Ты не должен звонить в храме» на ту же тему.
Российские операторы связи предпринимали попытки создать свод подобных правил еще несколько лет назад. Однако в своих разработках они смешали два понятия — этические нормы и этикет, сетует Басманова. Например, в правилах мобильного этикета, который разработала компания «Вымпелком», есть пункт о недопустимости звонков с чужого номера без разрешения владельца. Это этический вопрос, говорит Басманова.
И все-таки, даже если появятся четко прописанные нормы, вряд ли это всерьез повлияет на поведение россиян, убеждена Басманова. Они готовы выключить телефон, только если их запугать (как в самолете, когда речь идет о безопасности полета) или наказать рублем, считает она. Многие не привыкли себя в чем-то ограничивать: курильщики дымят на переполненных остановках, болтуны ведут получасовые беседы в тесной маршрутке, сетует она.
И статистика вновь подтверждает правоту слов эксперта: 77% участников исследования Intel оценивают свои телефонные привычки как хорошие, отличные или великолепные. И лишь 1% самокритично признал их «неприятными».
Статья из приложения «Как потратить», номер за сентябрь 2012 г. vedomosti.ru
То, что сотовый телефон играет особую роль в жизни россиян, подтверждают и результаты опроса Intel: не менее 58% участников исследования скорее бы отказались от кофе или чая, чем от мобильника!
удивительное дело. легко откажусь и от кофе и от чая. но вот от молока не откажусь
Цитата(Milli @ Sep 7 2012, 07:07)
Телефон надо брать с собой, если вы отлучаетесь с рабочего места: ничто так не выводит из себя окружающих, как звонящий телефон, к которому никто не подходит
косячу. еще и мелодия стоит премерзкая, чтоб быстрее реагировать. вот как куплю кобуру, так и перестану быть бякой
--------------------
Мощность распределять нужно плавно и равномерно (ц) Гена21
ну в этом-то ничего страшного, если только это не громкая беседа личного характера в машрутке или другом месте, где люди находятся бок о бок с говорящим, или ответ на телефонный звонок в кинотеатре, к примеру, - громким шепотом: "да.. привет.. не могу говорить (но говорит!!).. в кино.. такое-то кино.. да, с таким-то.. и т.д." ФУ просто, никакой культуры. ладно кино, в театре умудряются. и не то что звук отключить, можно и вообще аппарат отключить, ничего за эту пару часов не случится - кинотеатр чай террористы не захватят.
Цитата(crazy @ Sep 7 2012, 09:04)
этим чаще грешат девушки.
хвастаются мол личная жизнь у меня присутствует, да еще такая насыщенная у меня только такое объяснение.
Сообщение отредактировал Glory - Sep 7 2012, 08:36
Избавляюсь от привычки спрашивать "Вам удобно говорить?", ибо если человек взял трубку - значит удобно. Не берет - перезвоню потом. Глупо спросить "Ты спишь?" и получить ответ "Да!" и что дальше? Если взял трубку, значит не спишь, а если поднял трубку и ответил "да, сплю" значит соврал...
--------------------
Ах да, если вы пытаетесь меня чем то обидеть или уколоть своим детским сарказмом, то мне это безразлично ) Если мы не знакомы лично, то вы для меня безликая строка текста на каком то форуме и не более того.
Статья полезная. Согласен, нужно соблюдать мобильный этикет. Не только людям, но и мобильным операторам, осуществляющим смс-рассылку в два часа ночи-в силу определенных причин не выключаю звук на ночь.
Как вижу такую "дамочку" которая рассказывает про бурную личную жизнь...убегаю подальше, чтоб не слышать этот бред. У кого она действительно бурная, как правило молчит
Сообщение отредактировал Пани Валевска - Sep 7 2012, 09:18
--------------------
Слова, как ключи. Правильно подобрав, можно открыть любую душу и закрыть любой рот. Брюнетки стильные и загадочные, знойные и стервозные, яркие и непредсказуемые. А главное, интеллигентные и постоянные!