Электронные госуслуги гораздо удобнее, проще и быстрее
(интервью с Валентиной Андреевой, министром информполитики Чувашии)Почти год назад в Чувашии появилось новое ведомство — министерство информационной политики и массовых коммуникаций. Создано оно было на базе Госкомитета Чувашии по связи и информатизации. От министерства культуры были переданы функции по осуществлению информационной политики. Возглавила ведомство Валентина Андреева (экс-шеф-редактор ИА REGNUM в Чувашии). Нам удалось встретиться с министром и поговорить на различные темы, касающиеся сферы информационных технологий. — В конце 2012 года стало известно, что Чувашия не попала в число регионов, которые получат федеральные субсидии на развитие электронного правительства. При этом республика не добрала всего шесть сотых балла. Не скажется ли это на скорости и качестве внедрения элементов электронного правительства в 2013 году?— Досадно, что мы не получили субсидию, ведь из республиканского бюджета на эти цели было направлено около 57 млн рублей и мы рассчитывали получить соразмерную сумму. С другой стороны, отстали мы всего на сотые доли, что говорит о том, что Чуваши в плане развития электронного правительства не находится среди проблемных или отстающих регионов. Конечно, субсидия помогла бы быстрее выполнить планируемые работы. В любом случае, мы продолжаем развивать электронное правительство и доступные госуслуги.
В ближайшее время Минкомсвязи России планирует объявить аналогичный конкурс, правда максимальный размер субсидии будет уменьшен с 50 до 30 млн рублей. Мы обязательно будем в нем участвовать, учтем прошлогодние результаты и рассчитываем оказаться в числе победителей. Все предпосылки для этого есть.
— Как идет внедрение системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)? Когда планируете полностью охватить электронным междведом все ведомства, районы, города и сельские поселения?— В настоящее время мы перевели на СМЭВ все государственные и муниципальные услуги. Таких сервисов у нас — 96 (64 государственных и 32 муниципальных). В межведомственном электронном взаимодействии участвуют все 15 органов исполнительной власти, 26 муниципальных районов, городских округов и 291 сельское поселение Чувашии. Отмечу также, что каждый из них, включая поселения, имеет свой сайт в системе портала cap.ru, полноценно работающий. Мне не известно, чтобы подобный масштабный проект был реализован еще в каком-нибудь другом регионе России. А в Чувашии система работает уже много лет. Также все органы государственной и муниципальной власти, их специалисты обеспечены ключами электронной подписи.
Возвращаясь к СМЭВу. Да, система создана и работает, какие-то муниципалитеты работают интенсивно, например, Новочебоксарск, другие – менее активно, третьи – почти не работают, предпочитая созданную инфраструктуру электронного межведомственного взаимодействия традиционным способам работы – используя электронную почту, факс, курьерские услуги. Оно, конечно, привычнее, поэтому кажется удобнее. К тому же, все новое не бывает без шероховатостей и сбоев. Но чтобы их устранить, нужна работа всех составляющих системы, и только тогда она станет целостной, полноценной, работающей. Эту силу убеждения мы реализовываем в различной форме – обучающих семинарах, еженедельных рабочих совещаниях и мониторингах, результаты которых кладутся на стол руководству республики.
Отмечу также, что в настоящее время идут работы по включению в систему межведомственного электронного взаимодействия сети МФЦ республики, а также модельных библиотек, чтобы повысить качество предоставляемых услуг в режиме «одного окна».
— Складывается ощущение, что в Чувашии электронные госуслуги не очень популярны. На едином портале государственных услуг (ЕПГУ) зарегистрировано более 18 тысяч жителей республики — это чуть меньше 1,5% населения. Почему так мало желающих, ведь ЕПГУ сегодня стал полезным и нужным сервисом?— На самом деле это неплохие данные, в соседних регионах показатели схожие, если говорить о соотношении абсолютных цифр к численности населения. Первая причина невысокой популярности ЕПГУ — сложность при регистрации. Нужно либо 1-2 недели ждать письмо с кодом активации от Почты России, либо идти в «Ростелеком» на ул. Гагарина, 20а и получить код сразу. Место там не очень удобное, с первого раза нужный кабинет не найти. Мы убеждаем руководство «Ростелекома» перевести этот отдел в более удобное место: в офис обслуживания по ул. Ленина, 2. Надеемся, что он там все-таки появится, хотя определенные трудности есть.
Вторая причина: наверное, недостаточная информационная кампания. Ведомства, оказывающие электронные услуги, должны быть более активными в пиаре своих услуг. Вместе с тем существует инерционность мышления. К примеру, люди по-прежнему готовы простаивать в очередях для получения паспорта, хотя сделать это через портал госуслуг гораздо удобнее, проще и быстрее.
Тем не менее, в последние месяцы мы наблюдаем рост числа зарегистрированных жителей Чувашии на ЕПГУ. К примеру, если в 2012 году население республики, чтобы узнать о наличии административных правонарушений в области дорожного движения обращалось на ЕПГУ более 7 тысяч раз, то только за первый квартал 2013-го – около 4300 раз. Это закономерно: увеличивается количество полезных услуг, увеличивается интерес к электронных услугам.
Недавно, 15 мая, для старшеклассников республики мы вместе с Минобразования провели «открытый урок», где пошагово продемонстрировали всю процедуру регистрации на портале госуслуг и получения такой услуги, как временное трудоустройство для несовершеннолетних. Впереди лето, и для кого-то из школьников оно может стать «трудовым».
Напомню, жителям республики электронные региональные государственные и муниципальные услуги предоставляются с марта 2012 года. Начали мы с 19 первоочередных услуг. В конце прошлого года нам удалось запустить еще 50 государственных и муниципальных услуг, доведя их общее число до 69. Во второй половине года планируем прибавить к ним еще примерно 30 услуг. Напомню, что на едином портале госуслуг зарегистрировано свыше 18 тысяч жителей Чувашии, которые около 40 тысяч раз обращались за региональными и федеральными госуслугами.
В электронном виде услуги гражданам сегодня предоставляют администрация Чебоксар и Новочебоксарска, республиканские министерства — образования, здравоохранения и соцразвития, культуры, юстиции, экономики, транспорта, минимущество, минприроды, госслужба занятости, гостехнадзор, госохотрыбслужба Чувашии. Не забывайте про услуги, оказываемые федеральными органами власти.
Наиболее популярны следующие: оформление загранпаспорта, получение водительского удостоверения, прохождение техосмотра, регистрация автомобиля, регистрация по месту жительства, получение сведений из Пенсионного фонда, проверка наличия штрафов ГИБДД, задолженностей по налогам, отсутствие исполнительных производств службы судебных приставов и т.д.
— Жители республики долгое время пользовались удобным сайтом dolgi.cap.ru, где можно было проверить задолженности по налогам, штрафам ГИБДД и страховым взносам. В марте сайт закрыли. Также недавно был закрыт сайт «Интернет-вещание Чувашской Республики». Не постигнет ли подобная участь портал СМИ Чувашии (www.smi21.ru) и республиканскую услугу по записи к врачу (www.reg.med.cap.ru)?— Ресурс «dolgi.cap.ru» был закрыт по инициативе ГИБДД Чувашии. На этом сайте можно было получить информацию только по штрафам, выписанным в Чувашии. К тому же база штрафов обновлялась не часто. Теперь актуальную информацию по штрафам на всей территории России можно получить через ЕПГУ.
Портал «Интернет-вещание ЧР» был закрыт по нашей инициативе, так как в современных условиях он мало кому нужен. Сайт создавался тогда, когда телерадиокомпании республики не имели собственных интернет-ресурсов. «Интернет-вещание ЧР» аккумулировало контент, создаваемый медийными компаниями Чувашии. Сейчас у них есть собственные сайты, и потребность в нашем портале отпала. Собственно, низкая посещаемость ресурса об этом красноречиво говорила.
По поводу портала СМИ Чувашии и «Электронной регистратуры» можете не беспокоиться. Их закрывать никто не собирается. База данных «Электронной регистратуры» не только в режиме реального времени синхронизируется с аналогичной федеральной электронной услугой, но и позволяет записаться к узким специалистам, чего нельзя через сайт ЕПГУ.
— В конце марта начались работы по модернизацию портала органов власти Чувашии. Кое-что мы уже увидели, что еще нас ждет?— Наш портал является одним из самых посещаемых порталов органов власти в России. Создан он был около 15 лет назад. За все время существования портал преображался не один раз, в частности, менялся дизайн сайтов, появлялись новые функции. Но технологическую платформу в последний раз обновляли только в 2003 году. С тех пор база портала значительно устарела и перестала соответствовать современным требованиям.
Наш портал работающий, причем работающий очень активно. На нем находятся около 800 сайтов различных министерств, ведомств, организаций, муниципалитетов, сельских поселений и т. п. В месяц на сайты органов власти республики заходят более 700 тысяч посетителей, просматривают свыше 11 миллионов страниц. Эти цифры продолжают расти.
К порталу привыкли настолько, что даже пятиминутное отсутствие сигнала уже воспринимается как ЧП. Точно также любые изменения воспринимаются негативно. Перемены портала не самоцель, а реагирование на необходимость и новые запросы пользователей. Все обновления структуры, функционала и дизайна портала будут осуществляться постепенно.
В 2013 году на портале появится принципиально важный диалоговый сервис: раздел «Личный кабинет», с помощью которого жители республики смогут проследить за судьбой своего обращения (когда оно поступило в правительство, министерство, ведомство, кому его переслали для работы, какие решения приняты). Уже появилась версия для слабовидящих, сайт адаптирован под просмотры на смартфонах и планшетах. Также появилась функция поиска по сайтам, модуль статистики и ряд других технических сервисов.
— Давайте поговорим о внедрении УЭК в Чувашии. Этот проект по всей стране стартовал пять месяцев назад. Можете подвести какие-то итоги?— На сегодня цифры такие: более 1000 заявлений подано, порядка 300 универсальных электронных карт уже выдано, свыше 500 ждут своих заявителей. Сейчас УЭК может служить как идентификатор личности, полис медицинского страхования, СНИЛС (пенсионное свидетельство). На УЭК записывается электронная цифровая подпись (ЭЦП), она одновременно является и дебетовой банковской картой. ЭЦП позволяет регистрироваться и входить на ЕПГУ, получать услуги, требующие электронную цифровую подпись (например, сдача налоговой декларации). И все это бесплатно, карту получите в течение месяца. Телефон горячей линии: 320-100.
В апреле запустили транспортное приложение – оно уже прописано на 400 картах. То есть уже сейчас карта приносит реальную пользу ее владельцу. Также летом появится федеральный портал УЭК, с помощью которого можно будет получить дополнительные услуги и возможности. Поэтому мы ожидаем рост числа держателей УЭК в Чувашии. Мы ориентируемся на цифру в 22 тысячи человек в 2013 году - такие цифры заложены в финансирование.
— 22 октября прошлого года глава Чувашии подписал указ «О мерах по созданию межотраслевой комплексной геоинформационной системы Чувашской Республики». На каком этапе сейчас находится создание ГИС Чувашии? Когда ждать ее внедрения? — Межотраслевая комплексная геоинформационная система Чувашии будет создаваться поэтапно. Сейчас готовятся проекты необходимых нормативных актов, изучается опыт реализации пилотных проектов по созданию аналогичных региональных инфраструктур. Конкурс на программное обеспечение уже состоялся, теперь дело – за созданием геопортала, который должен появиться, согласно указу, уже к июлю.
©
Беседовал Максим ИВАНОВ. Интернет-проект «На-связи.ру»