Строительство средней общеобразовательной школы на 1100 ученических мест в микрорайоне "Волжский-3" г. Чебоксары по ул. Спортсмена Валериана Соколова, 7
Заказчик: МБУ "Управление капитального строительства и реконструкции" г. Чебоксары, Генподрядчик: ООО "СК "Старатель", Проектировщик: ООО "Стройпроект-Холдинг".
Спойлер
Сообщение отредактировал Red@White - Jan 28 2018, 13:14
...«Мерзнете тут?» – заботливо интересуется директор. «Не успеваем», – отвечает один из строителей. «Скоро отопление запустим», – обещает Инна Владиславовна, и мы начинаем нашу прогулку по зданию школы, где в новом учебном году зазвучат звонкие детские голоса.
– Корпус гимназии № 5 в Волжском-3 однозначно будет работать на микрорайон. Начальное звено – здесь, а в корпусе на Президентском бульваре по-прежнему будет набор детей со всего города с пятого класса, – рассказывает директор гимназии № 5 Инна Исаева.
С сентября в корпусе в северо-западном районе откроются с первого по десятый классы.
– Приоритетное право подать заявление останется за жителями микрорайона, – уточняет Инна Владиславовна. – Единственное, о чем мы просим родителей подростковой и старшей школы, – не торопиться с решением о переводе ребенка из привычной среды. Нужно учитывать его желания. В этом возрасте для детей очень важны атмосфера «их» школы, круг общения сверстников, педагогов.
Родители должны понимать, что человека формируют не стены, а среда, которую создает определенный коллектив. А в новых условиях на это понадобится время. Нам придется договариваться о нормах и ценностях, о выборе учебных программ, об ожиданиях и результатах, вести диалог о требованиях государства к образованию. Нам предстоит создавать интересные события, и важно, чтобы у каждого ребенка не пропало желание идти в школу, а у родителей было понимание, как устроена школа.
Фото
Показать ещё Верьте в нас
– Сейчас родители тревожатся: если мы не придем в сентябре этого года в третий-четвертый класс, сможем ли мы потом попасть в пятый? Конечно. Заявления от жителей микрорайона примут обязательно. А если будут свободные места для детей из других районов города, мы объявим об этом, – продолжает директор. – Предположим, в этом году у нас будет восемь первых классов, а через несколько лет это будет восемь пятых классов и так далее. И это только те, кто закреплен за микрорайоном.
Фото
Официально прием заявлений планируют начать в конце июня – когда будет получен акт ввода здания в эксплуатацию. Однако Инна Владиславовна предполагает, что старт заявочной кампании могут дать и раньше.
– Строительная организация работает очень слаженно и с большим желанием. Как только у нас появится право принимать детей в новую школу, мы сразу об этом сообщим. Скоро уже получим адрес. А пока проводим разъяснительные беседы с родителями, встречались с ними в стенах детского сада в этом микрорайоне. Мамам и папам будущих первоклассников, когда они звонят в корпус гимназии на Президентском бульваре, говорим: если очень тревожитесь, закрепитесь за другими школами (пока официально эти адреса числятся за СОШ № 29 и № 39 – авт.), а если верите в нас – ждите.
Перечень адресов, закрепленных за корпусом гимназии № 5 в микрорайоне «Волжский-3»: дома по улицам Ильенко, Агакова, Ермолаева, Новоилларионовской, Соколова, Приволжскому бульвару, проспекту М. Горького (четные дома с 6 по 16).
В тесноте да не в обиде
Корпус в микрорайоне «Волжский-3» рассчитан на 1100 учащихся. Занятия – в одну смену.
– Очень надеемся, что мы уложимся в это число. А если нас все-таки будет больше ожидаемого, то будем работать по опыту гимназии № 5, где по проекту шестьсот детей, а обучается девятьсот – и все в первую смену. Но это школа полного дня. За счет гибкого расписания старшеклассников занятия проводятся по индивидуальным учебным планам – и не всегда в первую половину дня. Для старших классов у нас выстроена предвузовская система обучения, и опыт мы уже передаем другим школам страны, – говорит Инна Исаева. – Вопрос в том, как мы смотрим на пространство и как умеем с ним работать. Да, это будет школа одной смены, но полного дня. Хотелось бы, чтобы корпус в микрорайоне стал социально-культурным центром с вовлечением мам и пап, бабушек и дедушек. Школа будет задавать тон мероприятиям, объединяющим все поколения, и станет центром дополнительного образования для людей всех возрастов – здесь каждый сможет найти для себя что-то интересное. И мы кидаем клич: нам нужны родители, специалисты, увлеченные люди, которые захотели бы стать наставниками для молодого поколения и передавать свое мастерство.
Педагоги возвращаются в школы
Инна Владиславовна рассказала и о будущих кадрах в новом корпусе школы. Она опровергла информацию о том, что учителя начальных классов в прошлом преподавали чувашский язык и сейчас проходят переподготовку.
– Хотя не понимаю, что может отталкивать родителей от переученных специалистов. Наоборот, кругозор таких учителей шире, а их вклад в переподготовку говорит о желании профессионально расти, – говорит директор. – Думаю, коллектив в новом корпусе школы должен составлять около ста человек. На сегодня у нас более семидесяти резюме. Сначала мы знакомимся с желающими прийти работать в эту школу. Второй этап – психологическое тестирование, под это у нас закуплена целая программа. Далее мы провели стратегическую сессию – это деятельностный формат всех педагогов: и гимназии № 5, и желающих работать в корпусе в Волжском-3. Посмотрели, насколько учителя творческие, инициативные, что они предлагают в работе.
Среди претендентов есть те, кто идет в новый коллектив за развитием, есть те, кто сидел дома с малышами, не работал и сейчас на переподготовке. Есть учителя, которые приехали из других регионов и тоже долго не работали. Они живут поблизости, их заинтересовала новая школа. Вообще микрорайон интересно принимает школу, здесь очень отзывчивые жители.
Что касается переподготовки: дефектологи-логопеды дополнительно получают образование по специальности «учитель начальных классов». У таких претендентов больше возможностей стать хорошим специалистом и грамотно решать задачи возраста. Сегодня учитель должен смотреть на ребенка комплексно. Зачастую ошибки при чтении, письме в начальной школе возникают из-за непоставленной речи, психологических нарушений, неумении ребенка удерживать внимание при решении задач, от неусидчивости.
Поступают резюме и от студентов пятых курсов гуманитарных специальностей. Это будущие филологи, историки – они практически набраны. Некоторые проходили практику в гимназии.
Ощущается нехватка учителей физики и математики – их сегодня очень большой дефицит, это вообще ключевая проблема образования в стране. Поэтому, скорее всего, эти предметы будут преподавать учителя физики и математики из гимназии. Будем использовать формы дистанционного образования для старших классов, умеющих учиться, а для младших, где учитель – это пока ключевая фигура, – строить работу с опытным педагогом. Надеюсь, у всех хватит здоровья. Ну и продолжаем искать учителей и студентов по направлениям физика, математика, информатика.
Среди тех, кто претендует на работу в новой школе, есть и мужчины, в сложные времена ушедшие из сферы образования. Сейчас эти люди готовы вернуться – например, в качестве учителей ОБЖ. Инна Владиславовна говорит, что здесь ждут и технических служащих.
Пока средний возраст сотрудников в новом коллективе – около 40 лет.
– Приходят и люди постарше. Когда я говорила о том, что здесь будет работать молодой коллектив, то имела ввиду молодой по энергетике, то есть это люди, которые хотят и любят развиваться.
Педагогический состав для начальных классов практически сформирован. Мы, конечно, переживаем, что детей будет больше ожидаемого, но надеемся, что в этом случае выйдем из положения за счет гибкого расписания и грамотного распределения нагрузки учителя, а также рассчитываем на умение наших учителей грамотно управлять образовательным пространством.
Те полгода, что у нас есть до сентября, мы будем учить, учить и учить новых сотрудников, передавать им свой опыт.
Фото
Учитель = управленец
На вопрос, как она будет успевать жить на два корпуса, директор гимназии № 5 отвечает: практика управления двумя корпусами не новая, в Чебоксарах существует не первый год. В двух корпусах располагается лицей № 4 в юго-западном районе, СОШ № 1 – на улицах Строителей и Ярославской. С нового учебного года такой опыт будет и у столичной школы № 61, которая сегодня считается самой большой в городе (в сентябре откроется новый корпус – ред.).
– СОШ № 61 в двух корпусах в юго-западном районе и гимназия № 5 в СЗР и на Президентском бульваре станут самыми многочисленными школами в городе – на две тысячи человек каждая. Мы изучили опыт московских школ с несколькими корпусами.
Школа должна быть не в «ручном», а в технологическом управлении. Конечно, важно отношение каждого к своим должностным обязанностям, которые будут четко прописаны в структуре управления и будут контролироваться через электронную систему и, конечно, посредством общения со всеми участниками. Новый корпус – это новый виток в управлении, это развитие и для меня, и для коллектива гимназии. Благодаря новой управленческой модели сотрудники смогут выбрать карьерный рост или дополнительные виды работ – и это повысит не только значимость специалистов, но и зарплату. Мы всегда должны быть в развитии – этим и интересны детям.
Из тех, кто на сегодня прислал резюме, очень многие уже готовы быть не только учителем, но и брать дополнительную функцию управления. При этом мы сейчас согласовываем такую модель управления, при которой не вырастет количество администраторов, но увеличится число учителей-управленцев. Такие специалисты выиграют в зарплате, а мы повысим ответственность сотрудников.
Иногда учитель «отчитывает» урок, но не понимает системного подхода всего устройства школы. А для меня очень важно, чтобы все понимали, о чем школа в целом и договаривались о дороге к результату.
На самом деле сегодня любой учитель должен обладать компетенцией управленца. Если у тебя тридцать детей, то это огромный ресурс для решения производственных задач. Также и с родителями – важно показывать им анализ продвижения ребенка и план действия в работе над ошибками. Учитель должен уметь управлять.
На мне же остаются контроль за происходящим, ответственность за все сбои, а главная задача – сохранить живое общение с учителями, детьми и родителями. В гимназии всё именно так.
Фото
Работа над ошибками
Строительство школы в микрорайоне Волжский-3 стартовало в начале 2018, в марте прошел конкурс на должность руководителя будущего образовательного учреждения. Тогда директор столичной гимназии № 5 Инна Исаева представила проект создания комбинированной школы. При этом подразумевалось, что новое образовательное учреждение станет одним юрлицом с гимназией.
– Мы (Инна Владиславовна говорит про команду гимназии № 5 – ред.) первый раз заглянули сюда в апреле прошлого года – и потом всё лето в тесном сотрудничестве с администрацией города, проектантами вносили изменения в строительные работы и параллельно в проект, – продолжает наша собеседница. – Приятно осознавать, что к нам прислушивались, и при командном взвешивании некоторые ошибки удалось предотвратить.
Фото
Например, мы увидели, что в коридорах мало естественного освещения, – и попросили расширить дверные проемы.
В гимназии мы активно используем цифровые технологии. А здесь в проекте увидели, что слишком низкая мощность для эксплуатации компьютерной техники, видеонаблюдения, радиорубки. И много таких технологических нюансов пришлось исправлять и дорабатывать.
Изменили пространство для кабинетов технологии – это будут не отдельные кабинеты для мальчиков и девочек, а условия, где можно выбрать интересующее тебя ремесло или совместно смастерить общий продукт. Такой опыт уже есть. Мы с учащимися гимназии в прямом смысле сделали баночку варенья – и каждый ребенок был вовлечен в этот процесс. Поехали в яблоневый сад в Канашском районе. Старшеклассники собрали яблоки. Далее под руководством учителей домоводства учащиеся шестых-седьмых классов сварили варенье, нашли маленькие баночки, разработали подарочный вариант этикетки, красиво оформили – и каждый смог подарить своей бабушке после концерта на День пожилых людей эту баночку варенья. И вокруг этого продукта вертелся весь детский мир! Ребенок просто проживал настоящие дела. Мы понимаем, что детям сегодня не хватает деятельности. А сколько радости от этого подарка было в глазах бабушек и дедушек!
Уроки технологии – это развитие моторики, пространственного мышления, это ведущая деятельность для освоения других предметов.
У нас есть выпускники, которые сейчас работают лаборантами в вузах – а там очень тонкая работа с пинцетами и другими инструментами. И говорят, что очень тяжело осваивают эти технологии те, у кого плохо развита мелкая моторика – в свое время их не учили шить и вязать, вдевать нитку в иголку.
Интересное образование
В новом корпусе на большой площади, где разместится кабинет технологии, будут и швейные машинки, и столярные мастерские. Здесь одновременно смогут заниматься три-четыре класса – создавать что-то новое и интересное, проживать весь процесс от и до.
Фото
– Кванториум, хотя это и дополнительное образование, – он ведь такой же. А почему в школе нельзя использовать элементы Кванториума? Почему допобразование должно быть для ребенка интересным, а общеобразовательная школа – нет? Тогда о какой эффективной школе мы говорим? – задается вопросом Инна Владиславовна. – Мы можем построить стены, создать пространство, но не заполнить его умными образовательными задачами, которые позволят сформировать навыки ремесла, вызвать интерес и увлечь ребенка так, что это повлияет на его хобби или станет навыком в профессии. Если школа скучнее дополнительного образования (ну хотя бы по творческим предметам и по созданным лабораторным пространствам), тогда школа не решает задачу развития будущего поколения. И родитель начинает искать места, где ребенку интересно развиваться.
Фото
Прогулка по этажам
Совмещенные кабинеты технологии не единственное пространство, доступное сразу для нескольких классов. Уроки биологии, химии и физики тоже будут проходить на большой проектной площадке.
– Тут будут лаборатории, мастерские. Мы планируем, что постепенно здесь появится хорошее современное оборудование, – ведет нас директор школы.
Опережая вопросы обеспокоенных родителей, заметим: работа с химическими веществами и реагентами по всем правилам будет проходить в отдельном кабинете, но по соседству.
Технологические и биолого-лабораторные мастерские располагаются на первом и втором этажах школы. Также из больших пространств на первом – столовая, на втором – библиотека (она будет разделена для младших и старших классов), актовый зал, теплый переход в двухэтажный спортивный блок.
Фото
Начальное звено – в одном крыле на первых трех этажах школы, старшеклассники – в другой части здания.
В школе также будет большая лаборатория для робототехники, лего-конструкторов, на третьем этаже – лингафонный кабинет для изучения иностранных языков.
Мастерство и мотивация
Инна Владиславовна показала нам и обычные классы, в которых будут преподавать теоретический материал. Однако в новой школе они все равно не похожи на привычные нам кабинеты.
Здесь на математику к одному учителю могут прийти сразу два потока. На открытом пространстве, которое отделено от основного кабинета стеной с большим окном и широкой распашной дверью, разместятся «ребята с повышенным уровнем», а в самом классе – те, кому «нужен учитель».
Фото
– Конечно, здесь многое зависит от мастерства учителя. Эта школа представит совсем другой вид преподавания, который интересен детям. На уроке ребенку 45 минут нужно что-то познавать – не слушать, а делать, – комментирует Инна Исаева.
В каждом кабинете вместо привычной школьной доски разместится интерактивная панель. Учитель будет приходить на урок со своим рабочим планшетом – и весь необходимый материал выводить на настенную панель.
– Наше программное обеспечение позволит работать дистанционно: давать задания детям из корпуса на Президентском бульваре. К примеру, здесь с детьми может работать студент-практикант, а наш мастер-учитель будет контролировать процесс из другого корпуса. Вопрос только в том, чтобы ребенок был замотивирован: если в начальной школе у него не отбили желание учиться, то дальше процесс пойдет.
Правки на бегу
В новой школе ни в одном кабинете не будет учительского стола. Большая учительская вместе с административным блоком – опен-спейсом – расположится на четвертом.
– После трагических событий в Кемерово, когда погибли дети, Госпожнадзор изменил требования к социальным объектам, и по новым правилам на четвертом этаже школы могут располагаться только 20 процентов классно-урочных комнат. Эта норма была принята, когда строительство школы в Волжском-3 уже началось, и нам срочно пришлось вносить изменения уже на объекте, – рассказывает руководитель гимназии № 5. – Но этаж можно использовать для допобразования и административного блока, что мы и сделали. Также здесь будет несколько кабинетов старших классов.
Кабинет музыки и 3D-кинозал станут творческой площадкой для учащихся этой школы и их родителей. А еще на верхнем этаже разместятся большие лекционные классы, конференц-зал, зона отдыха с прекрасным видом на Волгу.
Инна Владиславовна с радостью показывает подарок строителей новой школе – кирпичную стену в стиле лофт на четвертом этаже.
Фото
– Вот так отделаны все современные московские школы. Я предлагала сделать такое по всей школе – это стильно смотрится, эксплуатировать ее будет легко: например, можно развесить фотографии, картины. В эксплуатации это недорого, а в строительстве – затратно. В итоге стену сделали только в одной части на четвертом этаже здания. У нас мало закрытых зон, ограничивающих мышление, много стекла (там еще будут установлены ограждения для безопасности – ред.). Спасибо администрации города, управлению капитального строительства, строительной компании, что учли наши пожелания и требования к современному образовательному дизайну.
Как спасали бассейн
Спортивный блок в новой школе располагается в отдельном двухэтажном здании. На уровне второго этажа спортблок соединен с основным корпусом теплым переходом.
Фото
Здесь, в двухэтажном блоке, – большой спортивный зал и бассейн.
– Бассейн нам удалось спасти, – улыбается наша собеседница. – Изначально по проекту здесь построили «лягушатник». Мы заметили это на этапе, когда еще можно было нарастить чашу, – и строители с проектантами всё исправили, сделали полноценный спортивный бассейн. Здесь смогут заниматься дети, сюда можно приглашать и жителей микрорайона (например, в бассейне гимназии № 5 проводят частные занятия по аквааэробике, заключены договора с предприятиями – авт.), а на вырученные деньги – закупить необходимое школьное оборудование.
Фото
Рядом со школой запланированы футбольное поле и хоккейная коробка.
– Мы ждем в нашу команду преподавателей и тренеров из спортивных школ и культурных центров города, тех, кто мог бы половину дня проводить здесь и в последующем отбирать детей для спортивных достижений, – комментирует Инна Владиславовна.
Школа под ключ
Сейчас начали подбирать оборудование, в том числе спортивное.
– Это делают профильные специалисты. Если купить оборудование без биологов, химиков, технологов, то кто будет его эксплуатировать? – задается вопросом директор школы. – Можно сказать, что у нашей команды (речь о коллективе гимназии № 5 – ред.) есть опыт создания школы под ключ: от начала идеи до запуска образовательного учреждения с набором учителей. Любая школа должна начинаться с человека и команды. Ведь построить – одно, другое дело – сделать школу.
Учащиеся гимназии № 5 сегодня без лишней скромности говорят, что они «другие». «Ботаники?» – улыбаются педагоги. «Нет», – отвечают дети. «Мажорики?» – «Нет! Просто другие».
На стройплощадке мы познакомились с одиннадцатиклассником гимназии Даниилом Ивановым. Он представил надзорным органам, следящим за стройкой, свой проект – автоматизированный ковер, который должен облегчить работу уборщиц в новой школе.
Фото
– Согласно моему проекту, этот ковер будет установлен между внешней и внутренней парадными дверями. Синтетическое полотно вращается, проходя через ванночку со специальным незамерзающим раствором – это чтобы в холодное время года жидкость не замерзала, – рассказывает Даниил. – Ковер движется: проходит сначала через мнущие валики – чтобы вышла вся грязь, потом через выжимающие. Когда люди идут толпой, ковер неподвижен. Он будет запрограммирован, программа заключена в микроконтроллере, который будет управлять работой мотора.
К сожалению, установить подобное чудо техники в новом корпусе гимназии не получится – не позволяют технические характеристики фойе здания. Но школьник не отчаивается: такой диковинке обрадуются в любом учреждении. Бизнес-план проекта Даниил тоже составил: на реализацию идеи нужно максимум сто тысяч рублей.
Инна Владиславовна отмечает: для учащихся блока «А» на Президентском бульваре новая школа тоже быстро станет родной. Старшеклассники готовят проекты для будущих преемников, да и общих мероприятий планируется немало.
– Думаю, мы будем использовать новое пространство и для учащихся корпуса на Президентском бульваре. Будут общие события. Здесь, в новой школе, нет своего стадиона (только футбольное поле – ред.), а там рядом большой стадион «Энергия». Здесь будет интересный актовый зал для культурных мероприятий, хорошее оборудование, мастерские, проектные зоны, условия, где можно развернуть большие лекционные залы, – в гимназии этого нет, – говорит директор образовательного учреждения. – Всё впереди. Будет интересно.
P.S. Пока мы готовили эту публикацию, новой школе в «Волжском-3» присвоили адрес – улица Агакова, 6. У школы своя автономная котельная, и теперь после получения адреса на строящемся объекте вот-вот включат отопление.
Ничего кроме уважения заслуживают люди,которые не гоняются за строительством собственных микрорайонов, забывая о самом главном,о наших детях,где и как они будут развиваться.Кто-то пиарится в соцсетях на форумах России,а кто-то реально благоустраивает город.
Как Игнатьева бесит,когда что-то хорошее делается городом,еще больше бесит его,что данная школа строится быстро и без проблем, чего не смогла сделать его команда во время строительства кадетского корпуса.
весь волжский 3 там будет только и всё..хрен кого брать будут даже с волжского 2....зато пока школы не было-все дети с волжского3 были распиханы по школам 2 и 54.....
Есть такой документ СП 60.13330.2012 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003, где четко написано: 6.4.4. Отопительные приборы следует размещать под световыми проемами в местах, доступных для осмотра, ремонта и очистки. Длину отопительного прибора следует определять расчетом и принимать не менее 75% длины светового проема (окна) в больницах, детских дошкольных учреждениях, школах, домах для престарелых и инвалидов и 50% - в жилых и общественных зданиях.
А здесь что за коротышки под окнами установлены? Как экспертиза, где надзор?
Есть такой документ СП 60.13330.2012 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003, где четко написано: 6.4.4. Отопительные приборы следует размещать под световыми проемами в местах, доступных для осмотра, ремонта и очистки. Длину отопительного прибора следует определять расчетом и принимать не менее 75% длины светового проема (окна) в больницах, детских дошкольных учреждениях, школах, домах для престарелых и инвалидов и 50% - в жилых и общественных зданиях.
А здесь что за коротышки под окнами установлены? Как экспертиза, где надзор?
А разве не мощностью отопительных приборов определяется?
Есть такой документ СП 60.13330.2012 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003, где четко написано: 6.4.4. Отопительные приборы следует размещать под световыми проемами в местах, доступных для осмотра, ремонта и очистки. Длину отопительного прибора следует определять расчетом и принимать не менее 75% длины светового проема (окна) в больницах, детских дошкольных учреждениях, школах, домах для престарелых и инвалидов и 50% - в жилых и общественных зданиях.
А здесь что за коротышки под окнами установлены? Как экспертиза, где надзор?
документ-то есть но к сожалению, или к счастью данный пункт не является обязательным
Есть такой документ СП 60.13330.2012 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003, где четко написано: 6.4.4. Отопительные приборы следует размещать под световыми проемами в местах, доступных для осмотра, ремонта и очистки. Длину отопительного прибора следует определять расчетом и принимать не менее 75% длины светового проема (окна) в больницах, детских дошкольных учреждениях, школах, домах для престарелых и инвалидов и 50% - в жилых и общественных зданиях.
А здесь что за коротышки под окнами установлены? Как экспертиза, где надзор?
+ еще момент: стояки и подводы к батареям из полипропилена. В детских образовательных учреждениях такие вещи разве допустимы? Порвать такую трубу на месте соединения крана-американки с радиатором - проще простого (накидная гайка у крана - тонюсенькая). Попрыгал на трубе ребенок (это же дети!) - и запросто можно получить струю кипятка. Таким же образом может порваться недостаточно пропаянное соединение полипропилен-полипропилен. Температура и давление будут в помощь.
Прецеденты были - год назад устраняли в одном из техникумов подобный прорыв трубы. Реально наступили на трубу (и это подростки, а не дети) и порвали соединение.
Есть такой документ СП 60.13330.2012 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003, где четко написано: 6.4.4. Отопительные приборы следует размещать под световыми проемами в местах, доступных для осмотра, ремонта и очистки. Длину отопительного прибора следует определять расчетом и принимать не менее 75% длины светового проема (окна) в больницах, детских дошкольных учреждениях, школах, домах для престарелых и инвалидов и 50% - в жилых и общественных зданиях.
А здесь что за коротышки под окнами установлены? Как экспертиза, где надзор?
Изначально по проекту здесь построили «лягушатник». Мы заметили это на этапе, когда еще можно было нарастить чашу, – и строители с проектантами всё исправили, сделали полноценный спортивный бассейн.
Интересно, откуда деньги нашлись на полноценный бассейн, если был заложен только лягушатник? Если это все оплатил Генподрядчик, то ладно, а вот если за это оплатит Заказчик, то это уже не целевое использование бюджетных средств со всеми вытекающими.