Ответить Создать тему

История Урмарского района

Теги: УРМАРЫ
Сантино Корлеоне
post Dec 18 2011, 20:53 
Отправлено #1


Постоялец

Сообщений: 217



Хотелось бы узнать побольше о районе.Может кто поделится ссылкой или чем нибудь,собираюсь как нибудь в путешествие по району.

--------------------
Если мужчина не стал своим детям настоящим отцом, он не мужчина.(с)"Крестный отец"
Profile CardPM
  0/0  
car-ter
post Apr 7 2012, 17:39 
Отправлено #2


Активный

Сообщений: 5 045
Из: топора можно кашу сварганить



Из истории образования Урмарского района

Второй съезд Советов Чувашской АССР, состоявшийся в Чебоксарах 24-31 марта 1927 года, постановил изменить административно территориальное деление в республике: упразднить уезды и волости и создать вместо них кантоны (от французского canton – округ). Это решение исходили из необходимости усовершенствования управления, дальнейшего сокращения числа звеньев административного аппарата и административно-управленческих расходов.

Началась большая подготовительная работа. Административной комиссией ЦИК ЧАССР был разработан проект, который обсуждался на собраниях трудящихся, на страницах газет и т.д. Это было поистине всенародное обсуждение. В основном реформа была одобрена, но было немало критических замечаний и предложений. Были предложения и от будущих жителей Урмарского кантона, которые были учтены в окончательном варианте проекта. Так, например, «принимая во внимание малочисленность населения в Урмарском кантоне и в противоположность этому большую численность в Канашском», большинство селений Янтиковской волости включены в состав Урмарского кантона, кроме деревень Беляево и Уразкасы. Населенные пункты Тогашевской и Воскресенской волостей Чебоксарского уезда, включенные по проекту в Урмарский кантон, по просьбе жителей переданы в Цивильский. Учитывалось экономическое тяготение отдельных селений к тому или иному кантонному центру, расстояния до них, условия путей сообщения, в особенности в весеннее половодье.[1][1][1]

Были проблемы в выборе административных центров будущих кантонов. Ведь предстояло вместе 5 уездных и 53 волостных центров найти подходящие населенные пункты для 17 новых. Так, для Урмарского кантона рассматривались 2 варианта: ж.д.станция Урмары и село Ковали. Это село тогда являлось довольно развитым экономическим центром. В документах отмечено: «Ковалинский базар притягивает свыше 6000 хозяйств. Этот пункт является и культурным центром – есть школа –восьмилетка. Но он расположен на окраине кантона, почти на границе с Татреспубликой. Поселок при станции Урмары имеет много преимуществ перед с. Ковали, со складами, холодильником, конторами и отделениями разных торгующих организаций притягивает довольно большой район. Наличие фабрики также делает этот поселок заметным центром.».[2][2][2] Итак, выбор был сделан в пользу поселка Урмары.

Накануне районирования, характеризуя будущий Урмарский кантон, тогдашние аналитики отмечали, что в его составе «87 селений, 10491хозяйство, 49506 чел. населения. Территория 891 кв.км. Плотность населения 56 чел. Пашни-54197 га (60,8%), луга-1928 га (2,2%), государственные леса-11803 га (13,3%), выгоны -1791 га (2,2%). Главное занятие –сельское хозяйство. Заметное распространение имеют отхожие и кустарные промыслы. Есть фабрика гнутой мебели при поселке Урмары. Направление сельского хозяйства-экстенсивно-зерновое. В яровом клину кроме овса-полба и ячмень. Больше, чем где-либо, здесь выделяется садоводство. Садоводы связаны с рынками сбыта- Пермской губернией и Западной Сибирью. Распространено здесь также куроводство. По обеспеченности скотом кантон позади всех: безлошадных хозяйств -30,2%, бескоровных -46,7%. На 100 га пашни падает 16 голов рабочего скота, около 10 коров. Есть школы повышенного типа: школа-восьмилетка, ФЗУ, а так же 2 агропункта, 1 ветврачебный пункт, 1 ветфельдшерский пункт, 2 больницы, 1 страхагент, 2 почтово-телеграфные конторы, 1 почтовое отделение, 3 телефона, нарсуд, судебный следователь, судебный исполнитель, 3 базара, торгующих предприятий: государственных 6, кооперативных 37».[3][3][3]

23 августа этого же года административная комиссия ВЦИК утвердила представленный Чувашским ЦИК проект и новую административно-территориальную сетку, предложив при этом назвать кантоны районами, в соответствии с утвердившейся в большинстве областей практикой. Согласно этому документу в состав Урмарского района вошли все селения бывших Урмарской и Яниково-Шоркистринской волостей, часть селений бывшей Воскресенской волости-Хорамалы, Шутнерово,Шималаково, Хутор Шинеры, бывшей Никольской волости- Вознесенское, Кульгеши, Тансарино, Новое Янситово, Чекедуево, бывшей Янтиковской волости-Нюшкасы, Алдиарово, Новое Буяново, Старое Буяново, Индырчи, Тенеево, Ямбулатово, Старые Шимкусы, Нижарово, выселок Тенеево.4 Именно в таком составе впервые возник Урмарский район. В последующие годы были изменения границ и состава всех районов республики, в том числе и Урмарского.

5 сентября 1927 года Президиум ВЦИК принял постановление о районировании Чувашской АССР, которым было санкционировано разделение республики на 17 районов.5 В этом же документе было предложено одновременно с образованием новых районов провести укрупнение сельских Советов. 24-27 сентября повсеместно прошли выборы новых укрупненных сельсоветов. 1-2 октября состоялись первые районные съезды Советов, которые сформировали руководящие районные учреждения.

На Урмарский районный съезд было избрано 111 делегатов с решающим голосом и 4 с совещательным. Кроме них на съезде в качестве слушателей присутствовали крестьяне окружающих селений и рабочие фабрики «Единство» в свободное от работы время».6 Съезд продолжался в течение двух дней 1-2 октября в помещении рабочего клуба фабрики. Повестка дня была следующая: «1.О международном и внутреннем положении СССР. 2.Отчет правительства ЧАССР. 3.Утверждение бюджета райисполкома. 4. О праздновании 10-летия Советской власти. 5. Выборы: а) районного исполнительного комитета, б) ревизионной комиссии и кандидатов».7

Много времени было уделено обсуждению отчета Правительства ЧАССР. Урмарцы отметили недостатки в работе правительства: недостаточную работу по упрощению и рационализации госаппарата, повышение себестоимости продукции деревообрабатывающей промышленности, медлительность в кооперировании кустарной промышленности, частую смену учителей в школах, недостаточное снабжение учебниками и т.д.

Впервые был утвержден бюджет района. Делегаты высказались за выделение средств на открытие школ 6-леток и 8 –леток, на постройку моста через реку Ара, сохранение Большеяниковского ветеринарного пункта, Шимкусского фельдшерского пункта и т.д.8

Членами первого Урмарского райисполкома были избраны 15 человек. Среди них бывшие работники Цивильского уездного и волостных исполкомов, рабочие фабрики «Единство», крестьяне, начальник станции Урмары П.И.Ступин, агроном А.И.Иванов, учительница А.С.Егорова.9 Был избран президиум, первым председателем президиума Урмарского райисполкома стал Хаймуллин Николай Прохорович, до этого работавший заведующим Цивильским уездным земельным управлением. Ему было 30 лет, имел среднее образование, был членом ВКП(б) с 1926 г.10

Были распределены обязанности между другими членами президиума. Заведующим земельно-коммунальным отделом стал Г.М.Ахуков, культсоцотделом – В.И.Савушкина, финансово-налоговым – Г.С.Сергеев, административным – А.Т.Сучков, секретарем райисполкома избран А.В. Шалфеев.11

На первых заседаниях президиума исполкома рассматривались и решались неотложные дела: о назначении кадров в районные отделы, ремонте зданий, землеустройстве, проведении районной сельхозвыставки в селе Ковали, ликвидации неграмотности, открытии школ, организации комиссии по назначению пенсий и пособий и т.п. 28 октября 1927 года в решении заседания президиума райисполкома записано: «Возбудить соответствующее ходатайство о признании станции Урмары, как экономического и административного центра района, поселком городского типа». Как известно, осуществить это решение удалось только через 20 лет.
http://letopisi.ru

--------------------
Оптимизм - это недостаток информации. (с)
Респект минусующим - Вы чертовски мощно помогаете найти истину в полемике.
Profile CardPM
  0/0  
Сантино Корлеоне
post Apr 7 2012, 21:20 
Отправлено #3


Постоялец

Сообщений: 217



Спасибо!


--------------------
Если мужчина не стал своим детям настоящим отцом, он не мужчина.(с)"Крестный отец"
Profile CardPM
  0/0  
car-ter
post Apr 8 2012, 16:38 
Отправлено #4


Активный

Сообщений: 5 045
Из: топора можно кашу сварганить



Цитата(Сантино Корлеоне @ Apr 7 2012, 22:20)
Спасибо!
*

Достопримечательности

Музеи.

В районе функционируют 3 музейные экспозиции: историко-краеведческий музей в п. Урмары и краеведческие музеи в д.д. Ковали и Арабоси. В историко-краеведческом Урмарском музее наибольший интерес представляют отделы мебели и национального чувашского костюма. В экспозиции отдела мебели представлены образцы продукции Урмарской мебельной фабрики, основанной в 1903 г. предпринимателями Курбатовым и Белюковичем («Фабрика гнутой и столярной мебели»). Фабрика производила дубовую и кленовую гнутую мебель, превосходившую качеством знаменитую венскую буковую, и являлась поставщиком нескольких европейских дворов – императорских российского и германского и королевского британского, а также изготовляла мебель по заказам из других зарубежных стран. В отделе национального чувашского костюма демонстрируются изделия Урмарской швейной фабрики, изготовлявшей эту продукцию для театров и фольклорных творческих коллективов. В настоящее время помещение, в котором располагается музей, не позволяет представить эти интереснейшие экспонаты должным образом, на уровне, соответствующем объекту республиканского туризма.

Музеи в деревнях Ковали и Арабоси имеют краеведческое направление; экспозиции размещены: в д. Ковали – в здании сельского дома культуры, в д. Арабоси – в отдельном здании (часть которого занимает магазин). Эти музеи представляют интерес с точки зрения местного молодежного познавательного туризма.

Здания и сооружения, представляющие интерес в качестве объектов туризма.

Объектов, имеющих официальный статус памятников истории и архитектуры, в районе пока нет, однако имеется пять культовых сооружений, которые, не являясь уникальными, тем не менее представляют интерес как характерные образцы провинциального культового зодчества с разными стилевыми особенностями. с. Челкасы. Церковь Св. Троицы. Построена на средства прихожан в 1814 г., одно-престольная, каменная, образец русского провинциального классицизма начала XIX в.: четверик основного храма с апсидой на востоке и трапезной на западе с примыкающей к ней колокольней над входом. Четверик завершается куполом на высоком барабане. В интерьере храма, в западной части – хоры, опирающиеся на подпружную арку. Украшением скупо декорированного фасада являются большие круглые окна второго яруса четверика. Иконостас трехъярусный, с иконами XVII – XIX в.в. Здание сохранило свой первоначальный облик.

с. Буртасы.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Каменная, двухпрестольная, построена на средства прихожан в 1878 г. Строительство осуществлялось на основе одного из образцовых проектов, разработанных в мастерской известного зодчего Константина Тона в 1841 г. по решению Департамента Уделов Министерства Императорского двора. Непосредственное руководство на месте осуществлялось архитекторами Казанской Удельной конторы Солнцевым, Лангвагеном, Миртовым и др. Каменное здание церкви выполнено в характерном для конца XIX в. псевдорусском стиле, копирующем древнерусское деревянное зодчество. Вытянутый объем включает в себя колокольню над входом, трапезную и собственно церковь с приделом св. Николая Чудотворца и с выступающей у восточного фасада полукруглой алтарной апсидой. Объем основного храма – восьмерик на четверике с высоким шатром по закомарам, увенчанным луковичной главкой на восьмигранной шейке. Аналогично решена колокольня. Церковь бездействовала с 1940 по 1942 г., в 1959 г. была официально закрыта и переделана под больницу. Вновь открыта в 1990 г.

с. Батеево.

Церковь св. Симеона, сродника Господня. Деревянная, на каменном фундаменте. Построена на средства прихожан в 1897 г. на месте развалившегося храма. Основной объем однокупольной церкви – восьмерик на четверике, с граненой апсидой у восточного фасада, с трапезной и одноярусной колокольней над входом. Восьмерик перекрыт граненым куполом с невысокой двухъярусной шейкой, украшенной пояском и имеющей луковичную главку. Церковь срублена из бруса, обшита тесом и украшена угловыми тесовыми пилястрами, карнизами и прямоугольными рамками. Купол крыт железом. Здание было в 1992 г. повреждено пожаром, к настоящему времени восстановлено.

С. Шоркистры.

Церковь св. Иоана Богослова. Построена на средства прихожан в 1893 – 1898 г.г. Пятиглавая, однопрестольная, деревянная на каменном фундаменте. Срублена из бруса, обшита тесом, сохранила свой первоначальный вид. Основной объем – четверик с центральным восьмериком, перекрытым куполом с луковичным навершьем и четырьмя угловыми главками у восьмерика. Трапезная, примыкающая к четверику с запада, имеет меньшую высоту; далее к западу – одноярусная колокольня над входом. С востока к четверику церкви примыкает пятигранная апсида. Декор фасадов, выполненный из накладного теса, состоит из угловых пилястр и оконных наличников с прорезным узором. Крыши и купол крыты кровельным железом. В интерьере: стены отштукатурены, в западной части основного объема храма – узкие хоры на двух столбах-опорах. Иконостас с иконами XVIII – XX в.в. Единственная пятиглавая церковь в районе.

с. Мусирмы.

Церковь Богоматери Тихвинской. Построена на средства прихожан в 1882 г. Однопрестольная, деревянная, на фундаменте из дубовых столбов, срублена из бруса, обшита тесом. К высокому четверику основного объема с запада примыкает пониженная трапезная и колокольня – восьмерик на четверике с шатровым покрытием, завершенным шейкой с небольшой луковичной главкой. На четверике основного объема - восьмигранный барабан на постаменте, завершенный главкой. Архитектурный декор фасадов выполнен из накладного теса; филенчатые пилястры по углам; грани барабана отмечены угловыми пилястрами и арочными перемычками между ними. Интерьеры отштукатурены, крыши – из кровельного железа.


Археологические находки и памятники археологии.

О наличии древних захоронений и о различных археологических находках в пределах рассматриваемой территории было хорошо известно еще в середине XIX в., однако научные исследования начались только в 20-х годах XX в. Самые интересные находки, полученные на раскопках, попали в музейные экспозиции Чебоксарского, Казанского и даже Хельсинкского музеев (в составе коллекции В.И. Заусайнова). Наиболее результативными оказались экспедиция под руководством проф. В.Ф. Каховского в 1974 г. (раскопки средневекового кладбища близ д. Тегешево), и экспедиция Б.В. Каховского в 1988 г. (курган бронзового века у д. Саруй). В книге В.Ф. Каховского «Памятники материальной культуры Чувашской АССР» (г. Чебоксары, 1957 г.) перечислены 24 поселения Урмарского района, вблизи которых имелись археологические объекты – в том числе 19 курганов (в 12 поселениях), а также 6 намогильных камней и 4 средневековых кладбища. Четыре объекта получили в 1957 г. статус памятников археологии с установлением охранной зоны:

Курган у д. Орнары, на берегу р. Средн. Аниш, площадью 180 м2, высотой 1 м. Охранная зона шириной 2м.
Курган «Каменный столб» на берегу р. Передн. Аниш, у д. Кульгеши, площадь 1 га.
Курган на берегу р. Чулгась, к ЮВ от д. Карак-Сирмы, высотой 1 м, площадью 35 м2, охранная зона шириной 1 м.
Курган Ахблат у д. Шихабылово, на берегу притока р. Передн. Аниш. Был раскопан в 1920-1925 г.г., материалы раскопок не сохранились.

Образование

Система школьного образования района включает 18 муниципальных об-разовательных учреждений (5 средних, 12 основных школ, 1 начальная школа - детский сад. В них обучается 2793 учащихся (в 2009/10 уч. году – 2855). Все школы имеют лицензию и прошли процедуру государственной аккредитации,.

На сегодняшний день из 280 педагогов школ высшую категорию имеют 53 (18,9%), пер-вую категорию – 171 (61,07%), вторую – 24 (8,57%). Из 115 педагогов дошкольных учрежде-ний с высшей категорией 5(4,3%), с первой – 23(20%), со второй – 41(35,6%). Победителем конкурса на получение денежного поощрения Президента Чувашской республики в 2011 году стала Захарова Л.Э., воспитатель МДОУ «Детский сад «Солнышко».

В настоящее время в районе имеется 15 школьных автобусов (в т.ч. 2 микроавтобуса), на которых организован подвоз 449 учащихся из 39 населенных пунктов. В соответствии с со-временными требованиями, автобусы также необходимо оснастить современной системой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS (в 2010 и 2011 годах поступили 2 автобуса, осна-щенные системой спутниковой навигации).

93,42% учащихся старшего звена охвачены обучением в 16 профильных классах и груп-пах. Популярными профилями являются социально-экономический (33,2%), естественно-научный (26,4%), технологический (24%), химико-биологический (16,4%).

Средний балл ЕГЭ выпускников в 2011 году по 100-балльной шкале в среднем по всем предметам по району составляет 58,02, в т.ч по русскому языку составил 65,78 (в 2010 году - 64,3 (по республике – 62,85)), по математике – 51,25. Доля выпускников, сдавших три и более экзамена в форме ЕГЭ по району – 80,74 % .

В районе сформирована система развития одаренных и талантливых детей. На высокий уровень поставлена организация олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов, на-учно- практических конференций, направленных на выявление и развитие у учащихся интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной, творческой деятельности, пропаганду научных знаний и творческих достижений. Учащиеся школ района активно участвуют в олимпиадах, конкурсах разного уровня. Количество призеров на республиканских олимпиадах за последние два года увеличилось: в 2009/2010 – 7, в 2010-2011 - 15.

Услугами дополнительного образования охвачено 75 % учащихся.

В школах района на один компьютер приходится 7,1 учащихся. Все школы, детские объ-единения, более 60% учителей имеют свои сайты.

Доля обучающихся, пользующихся горячим питанием составляет 98,5 %.

В районе функционируют 7 дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 1012 детей, что составляет около 71% от общего числа детей дошкольного возрас-та. Все детские сады поселка Урмары работают с перегрузкой. На 1 августа 2011 года очеред-ность в районе составляет 411 детей, из них – 315 в поселке Урмары. За счёт уплотнения групп в текущем году очерёдность удалось сократить на 25%.
http://letopisi.ru

--------------------
Оптимизм - это недостаток информации. (с)
Респект минусующим - Вы чертовски мощно помогаете найти истину в полемике.
Profile CardPM
  0/0  
AIDAR.SUBASH.KAR
post Aug 30 2012, 23:05 
Отправлено #5


Эксперт

Сообщений: 889



Предания, как и документы, свидетельствуют о том, что в. заселении юго-восточной и южной частей Чувашии в основном участвовали крестьяне территории, ныне составляющей Янтиковский, Урмарский, Козловский, Ма-риинско-Посадский, Канашский, Цивильский, Красноармейский, Чебоксарский районы, а также левобережные ясачные чуваши Приказанья и Заказанья. Вновь возникшие в степном диком поле и лесах Присурья чувашские деревни десятилетиями не теряли, из-за консервативных порядков управления, административной связи с материнскими деревнями, числились в составе северо-восточных и центральных чувашских волостей. Между крестьянами материнских и дочерних деревень долгое время поддерживались родственные связи. Некоторые новые деревни состояли из переселенцев из нескольких материнских селений. Чувашское население территорий современных Моргаушского, Ядринского, Аликовского, Красночетайского и Шумерлинского районов, занятое освоением при-сурских лесов, в конце XVI—XVII веках не переселилось в дикое поле юго-востока и юга Чувашии.
вот ещё http://xn--80ad7bbk5c.xn--p1ai/ru/book/export/html/64
http://www.tataroved.ru/publicat/drevnjaja_ist.pdf
Чувашские исторические предания сохранили десятки сообщений о борьбе чувашского народа против гнета казанских ханов и феодалов. Так, в одном из преданий говорится, что однажды военачальник казанского хана Шихабыл с отрядом нагрянул в деревню Шихабылово (чув. Аслă Пинер; ныне в Урмарском районе), сжег ее, увел девушек и юношей в рабство. (По-видимому, деревня эта была пожалована Шихабылу). Обездоленные жители деревни решили обратиться к тархану Ахплату – сильному, храброму, крупному (его сравнивали с улăп – великаном) человеку, жившему с семьей в деревне Пинеры (чув. Кайрикасси: Турхан: в 1948 г. вошла в дер. Шихабылово). Но его дома не оказалось, он ездил тогда в Москву к русским. Вскоре Ахплат возвратился. Чуваши рассказали ему о набеге ханских людей. Тархан собрал своих воинов и выступил против Шихабыла, разбил его отряд, сжег крепость, высвободил чувашей из полона. Ахплат же вернул чувашам земли, отобранные у них ханскими людьми. Аналогичны по содержанию повествования о Батыре, Ахмал-батыре, Алик-батыре и др. Предания сберегли для нас множество сообщений о сражениях и вооруженных стычках между отрядами казанских ханов и чувашами, происшедших в разных местностях Чувашии [78].
По описаниям татарского ученого прошлого века Каюма Насыра, в Чебоксарском уезде есть село Джамаш, раньше оно было мусульманским и называлось Селом Казаков. В 1700 г. первые поселенцы — казаки разъехались и на их место пришел чуваш Джамаш. Его род разросся, и село стало чувашским. В Джамаше была хорошая мечеть, ее затем перенесли в деревню Кукеш (Кугушево), которая продолжала стоять вплоть до 1873 г. На кладбище Джамаша долгое время сохранялись несколько надписанных камней. Надписи сделаны в 1693 и 1727 г., выполнены они выемчатой резьбой (107).
По его же сведениям, в деревне Шигали живут чуваши крещенные и некрещенные. Деревня расположена вблизи Мамадыша в Цивильском уезде. Раньше в XVI в. она целиком была мусульманской, точнее в ней проживали чуваши мусульманского вероисповедания. На кладбище Шигали стоят два-три камня, надписи на которых трудно прочесть. Остаточные тексты позволяют говорить, что они были установлены в XVI и XVIII вв. На одном из камней выбиты следующие
слова: "В тысяча сто тридцатом году (1713) сын Бикбулата хаджи Мирза покинул этот мир". На другом камне сохранилась выполненная изящным шрифтом надпись: "В году девятьсот пятидесятом сын хаджи Шиш погиб на войне с неверными". Камень был поставлен давно, еще до взятия в 1552 г. Казани. Надгробия принадлежали людям из сословия богачей или духовной знати. Об этом говорит красота отделки и совершенство письма. В Цивильском уезде в деревне Кугушево (Кукеш) на местном кладбище есть камень, в точности повторяющий камень с кладбища Шигали. Надпись на этом камне выполнена выпуклым шрифтом и гласит: "В году девятьсот пятидесятом (1553) сын Шумбак би Джаберхан", остальная часть надписи скрыта под землей (107).
В наши дни надгробные памятники прошлых лет сохранились в Батыревском районе в селе Тойси, у деревни Яншихово, в Комсомольском районе на территории кирпичного завода села Новочелны-Сюрбеево, в Урмарском районе у сел Ковали и Старые Шигали. В деревне Ново Буяново Шемуршинского района на юго-западной окраине находится мусульманское кладбище...

--------------------
С уважением Айдар!
Profile CardPM
  0/0  
AIDAR.SUBASH.KAR
post Aug 30 2012, 23:19 
Отправлено #6


Эксперт

Сообщений: 889



Такой же сюжет представлен в предании, записанном Н. И. Егоровым от А. Л. Овчинниковой в 1978 году в дер. Янситово Урмарского района. В этом предании Биляр назван чувашским; городом. Аксак Тимур долго осаждал его, пока не воспользовался советом колдуньи. Билярский правитель улетел, превратившись в лебедя. Аксак Тимур перебил множество горожан. Взяв Биляр, Тимур переоделся в одежду нищего и ходил но городу, чтобы узнать, что говорят люди о нем. На другой же день оп уничтожил семьями тех людей, которые ругали его за поджог города. Однажды, прохаживаясь по городу, Тимур встретил хитрую женщину. Она заявила ему, что город поджег не Аксак Тимур, а колдунья. На другой же день Тимур выдал этой женщине много золота и серебра и разрешил ей выехать из города вместе с сыновьями. С одним из сыновей, идя за быком, она переправилась через Волгу и прибыла в урмарские пределы. Много селений основано здесь ее потомками. Другой ее сын, по имени Хузан, основал город Казань. В старину наши деды ездили в Заказанье. Теперь не ездят.

В Закамье жил чуваш Кавал. У него были сыновья Семке, Кучелин, Калуга, Эльке, Симула. Кавал с сыновьями построил небольшое судно и на нем поднялись вверх по Волге, затем — вверх по Свияге, завернули на реку Ара. Остановились на речке Кёледе. Они выкорчевали участок леса и построили дом. Он стоял на том месте, которое ныне называется Кивсурт. Так возникло селение Ковали (Кавал) Урмарского района42.
Согласно преданиям, основатели дер. Старые Урмары (Кивё Вармар) Урмарского района, оставив низовья Камы то ли от разорения монголо-татарскими феодалами, то ли от погромов Тамерлана, переправились на правобережье Волги, поднялись по Свияге и по речке Аря, повернули на Запад, остановились у речки Урмарки, где и поселились. В одном из вариантов предания указывается, что вначале с Камы прибыли четверо мужчин. Выбрали они место и вернулись за семьями. В семьях их спрашивают: «Долог ли путь до нового места?» Посланцы отвечают: Унта кайма дул вирам мар «Туда дорога не дальняя». Предания уверяют, что название деревни Вармар произошло от слов вирам мар"3. Это — пример народной этимологии. В действительности Вармар — старинное марийское название речки этой местности.
О возникновении дер. Арабоси (ныне Урмарского района) записано несколько вариантов преданий. По одному варианту на место деревни чуваши поднялись вверх со средней Волги. Затем попали на речку Аря. Телеги их были запряжены не лошадьми, а быками. Доехав до верховья речки, они остановились на отдых. Быки легли отдыхать у ключа. «Говорят, бык где ложится, там урожаи хлебов бывают хорошие». Поэтому чуваши решили поселиться здесь. Вначале их было трое или четверо. За ними прибыли и другие. Они поставили здесь дома. Так воз-
никла деревня Арабоси. В других вариантах предания указывается, что деревня возникла 450—500 лет назад (запись 1974 г.). Чуваши прибыли сюда из-за монголо-татарских погромов. В одном из вариантов сообщается, что один чуваш, по имени Ара, батрачил у татарского богача в дер. Бишбатман (ныне Зеленодольского района Татарстана). Богач угнетал его невыносимо. Не стерпев гнета, Ара сбежал от богача, прибыл на место нынешней деревни Арабоси, начал жить в верховье речки. Как он начал строить дом, щепки падали в речку и понеслись по воде вниз. Увидев щепки, несколько человек поднялись по речке и дошли до дома Ары и стали жить вместе с ним. Тогда в деревне образовалось шесть семей. Деревня располагалась при слиянии речек Сыскар и Аря, получившей название от имени первопоселенца Ары. Это место теперь называется ключами Марика и Лпаткаса. Позднее в деревню прибыли и другие жители44.
Археологические находки и памятники археологии.
О наличии древних захоронений и о различных археологических находках в пределах рассматриваемой территории было хорошо известно еще в середине XIX в., однако научные исследования начались только в 20-х годах XX в. Самые интересные находки, полученные на раскопках, попали в музейные экспозиции Чебоксарского, Казанского и даже Хельсинкского музеев (в составе коллекции В.И. Заусайнова). Наиболее результативными оказались экспедиция под руководством проф. В.Ф. Каховского в 1974 г. (раскопки средневекового кладбища близ д. Тегешево), и экспедиция Б.В. Каховского в 1988 г. (курган бронзового века у д. Саруй). В книге В.Ф. Каховского «Памятники материальной культуры Чувашской АССР» (г. Чебоксары, 1957 г.) перечислены 24 поселения Урмарского района, вблизи которых имелись археологические объекты – в том числе 19 курганов (в 12 поселениях), а также 6 намогильных камней и 4 средневековых кладбища. Четыре объекта получили в 1957 г. статус памятников археологии с установлением охранной зоны:
Курган у д. Орнары, на берегу р. Средн. Аниш, площадью 180 м2, высотой 1 м. Охранная зона шириной 2м.
Курган «Каменный столб» на берегу р. Передн. Аниш, у д. Кульгеши, площадь 1 га.
Курган на берегу р. Чулгась, к ЮВ от д. Карак-Сирмы, высотой 1 м, площадью 35 м2, охранная зона шириной 1 м.
Курган Ахблат у д. Шихабылово, на берегу притока р. Передн. Аниш. Был раскопан в 1920-1925 г.г., материалы раскопок не сохранились.

--------------------
С уважением Айдар!
Profile CardPM
  0/+1  
СССР_ЗА_СПАРТАК
post Oct 27 2012, 21:46 
Отправлено #7


Активный

Сообщений: 2 978



Урмары относились ранее к Казанской губернии Цивильскому уезду. biggrin.gif
Profile CardPM
  0/0  
Эни
post Oct 5 2017, 22:04 
Отправлено #8


Активный

Сообщений: 13 972



архивные видеоролики от Вячеслав С.
1976г. Колхоз Дружба, д. Чубаево Урмарский район, Чувашия


1979г. Совхоз 25 съезда КПСС, Урмарский район, Чувашия


1982г. деревня Кудеснеры. Колхоз имени Мичурина. Урмары. Чувашия


Сообщение отредактировал Эни - Oct 5 2017, 23:46
Profile CardPM
  0/0  
Эни
post Oct 5 2017, 22:08 
Отправлено #9


Активный

Сообщений: 13 972



1972г. д. Чубаево Урмарского района. Председатель Иван Григорьевич Григорьев

Григорьев Иван Григорьевич родился 22 мая 1916 года в д.Чубаево Урмарского района в семье крестьянина. Первоначальное образование получил в Чубаевской школе. В 1940 году окончил Московский плановый институт по специальности экономист по планированию промышленности.

В период с 1935 по 1939 г. г. работал экономистом по планированию на Канашском вагоноремонтном заводе.

С 1939 г. по 1940 г. трудился начальником финансового отдела наркомата местной промышленности ЧАССР.

С ноября 1940 г. по июнь 1941 г. работал главным бухгалтером треста № 1 г. Львова.

С июня 1941 г. по сентябрь 1941 г. трудился начальником материальной части эвакогоспиталя № 3056 г. Чебоксары.

С сентября 1941 г. по апрель 1942 г. был председателем оргбюро ЦК союза городских предприятий по ЧАССР.

В 1942 году в порядке укрепления руко­водства колхоза "Дружба" решением Чувашского обкома КПСС и бюро Ур­марского райкома КПСС был направлен на должность председателя колхоза "Дружба". Бессменно возглавлял это хозяйство до 1976 года и его имя занесено в историю становления колхозного строя и производства. Иван Григорьевич автор книги “Из отстающих в передовые”(1952 г.)

И.Г. Григорьев принял колхоз в суровые годы военного времени. В отчетах колхоза тогда числилось 5 голов крупного рогатого скота, 67 голов свиней и 37 голов овец, а урожайность составила лишь 5 центнеров с 1 гектара.

За период работы с 1942 г. по 1976 год из числа отстающих колхоз "Дружба" превратился в высокомеханизированное хозяйство. Площади орошаемых земель в колхозе были доведены до 60% сельхозугодий, построены 15 крупных и 8 малых плотин, в них на­коплено около 4 млн. куб. метров воды. В девятой пятилетке колхоз завершил электрификацию всех трудоемких процессов. Мощность подстанций доведена до 4000 кВт. Расход электроэнергии составил 2,5 мил.кВт. 60 % всех сельскохозяйственных угодий превращены в орошаемые поля. Пятилетний план продажи продуктов сельского хозяйства государству по всем видам значительно перевыполнялся.

Если в вось­мой пятилетке средний урожай зерновых составил 26,7 ц. с гектара, то в девятую пятилетку получен урожай зерновых по 34,8 ц. с каждого гекта­ра. Валовый сбор зерна только в девятой пятилетке возрос на 22% по сравнению с восьмой пятилеткой. В 1975 г. колхозом был собран урожай картофеля по 165 ц., кормовой свеклы по 736 ц. и зеленой массы многолетних трав по 444 ц. на 100 гектаров сельскохозяйственных уго­дий. Надой молока на одну фуражную корову доведен до 2960 кг. Денежный доход вырос 1368 тыс. руб., что составляет на 100 га с/х угодий по 80 тысяч рублей. Все это не только результат его дарований. Это прежде всего каждод­невный напряженный, умственный, неустанный труд, богатый жизненный путь через трудные годы и неоднократные испытания.
В период работы И.Г. Григорьева председателем данного хозяйства, колхоз превратился в школу передового опыта. Сюда приезжали учиться и набирать опыта не только со своего района, но и с Татарской, Марийской республик, многих районов и областей страны.

Проанализировав жизненный путь Ивана Григорьевича, сегодня районная газета пи­шет, что за время работы Григорьев внедрял в земледелии более де­сяти новшеств, а это не мало для одного человека, Это планомерное уг­лубление пахотного слоя, освоение травопольной системы севооборотов, новые сорта зерновых, которые получили дорогу из этого колхоза, увеличение нормы высева, применение аммиачной воды и т.д.
Повышением земледелия, собственно говоря, Григорьеву уда­лось перевернуть всю агротехнику возделывания сельскохозяйственных культур и не зря в районе и в республике знают его большим знатоком сельскохозяйственного производства. И это действительно так. Страна решила вопрос хлеба, а это решило проблему производства продуктов животноводства.

Иван Григорьевич не только талантливый и признанный умелый организатор колхозного производства, но и хороший наставник молодежи, в воспитании которого не жалеет ни сил, ни времени, ибо он знает, что мо­лодежь это будущая смена.
Вместе со своей женой Клавдией Иванов­ной они воспитали четырех детей (одну дочь и трех сыновей ).
И.Г. Григорьев избирался депутатом Верховного Совета Чувашской АССР. За заслуги в развитии сельскохозяйственного производства неоднократно награждался правительственными наградами, грамотами. За время работы на должности председателя колхоза "Дружба" награждался почетными грамотами Урмарского райкома КПСС и районного Сове­та депутатов трудящихся тридцать два раза. Награжден орденом Ленина (дважды), орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции, медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1942-1945 г.г.", "За доблестный труд в ознаменовании 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина", медалями ВДНХ СССР и многими другими наградами.

За плодотворную работу на посту председателя колхоза "Дружба" и активное участие в общественной жизни решением райкома КПСС и исполкома райсовета от 14 февраля 1977 года занесен в книгу Трудовой славы Урмарского района.

Решением Урмарского районного Cобрания депутатов от 12 ноября 1997 года присвоено звание "Почетный гражданин Урмарского района".

Решением общего собрания колхозников колхоза "Дружба" прис­воено звание "Почетный председатель колхоза "Дружба".
Похоронен на кладбище деревни Чубаево Урмарского района Чувашской Республики.

Сообщение отредактировал Эни - Oct 5 2017, 23:47
Profile CardPM
  0/0  

ОтветитьTopic Options
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
Быстрый ответ
Кнопки кодов
 Расширенный режим
 Нормальный режим
    Закрыть все тэги


Открытых тэгов: 
Введите сообщение
Смайлики
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
         
Показать все

Опции сообщения