4 Страницы  1 2 3 > »   
Ответить Создать тему

Портфолио школьника , а у ваших детей есть эта модная папка?

MayBee
post Oct 10 2011, 21:45 
Отправлено #1


чудесатая

Сообщений: 3 217



Добровольно-принудительная папка

Словосочетание «портфолио школьника» уже ни у кого не вызывает смеха, многие родители ломают голову над составлением этого документа. О том, как портфолио должно выглядеть и в чем его практический смысл, «Газета.Ru» решила расспросить экспертов. Оказалось, что полной ясности с портфолио нет.

Папка, в которой собран экстракт жизни ученика, начиная нулевого класса или даже с детского сада, все то, о чем не сказали школьные оценки и краткие характеристики, – это и есть портфолио школьника. «На сегодняшний день у нас есть ЕГЭ, есть текущие оценки, которые дают представление об успеваемости, а есть портфолио, которое нужно, чтобы раскрыть ребенка как многостороннюю личность», – поясняет вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов.

Несмотря на то, что впервые тема школьных портфолио в российском образовательном сообществе прозвучала в 2003 году, этот документ все еще вызывает много вопросов, и школы относятся к нему по-разному: где-то родителей и учеников в общем порядке буквально принуждают заводить портфолио, а где-то оставляют свободу выбора.

В большинстве случаев все сводится к банальностям: в нарядную папку складываются краткая биография (или автобиография) ребенка и его похвальные грамоты.

Более продвинутые родители и учителя скачивают готовые бланки из интернета. А не так давно портфолио для школы появились в книжных магазинах, торгующих учебными пособиями. Примерно за 100 рублей можно купить готовый шаблон, и некоторые школы пошли именно по этому пути: родителям сообщают название издательства, фамилию автора, и все ученики создают портфолио одинакового образца.

Однако есть версия портфолио, одобренная Минобрнауки, которую разрабатывала специальная группа экспертов в области образования – «Рекомендации по построению различных моделей и использованию «портфолио» учащихся основной и полной средней школы» (документ в целях ознакомления без труда можно по соответствующему запросу найти в сети).

«Российский стандарт мы составляли на основании уже имеющихся зарубежных образцов: в Европе и Америке эта практика уже давно и успешно используется. К примеру, возьмем портфолио ученика начальной школы в Англии. Там могут лежать его успешные работы по математике, а рядом может быть написано, что лучше всего ему удаются прыжки в высоту и видеозапись, как он развлекается и прыгает. Там же лежит его исследовательский проект о том, как он выращивал на подоконнике луковицу и аудиозапись его выступления в защиту этого проекта. Он сам решает: что ему нужно рассказать о себе. В первую очередь, портфолио – это продукт какой-то деятельности: учебной, социальной, индивидуально, творческой», – поясняет ведущий научный сотрудник Института развития образования Высшей школы экономики Марина Пинская, участвовавшая в разработке стандарта.

Многие родители уверены, что портфолио поможет ребенку при поступлении в вуз, а иногда их убеждают в этом учителя, чтобы создать хоть какую-то мотивацию.

На самом деле читать дальшес выходом из школы возможность использовать портфолио заканчивается (в отличие от западных стран, где принят даже международный вариант, в котором каждый подтвержденный документ и сертификат могут стоить определенное количество баллов). В России на сегодняшний день не предлагается портфолио абитуриента, и в ближайшее время ситуация вряд ли изменится.

«Сама идея дополнительной информации абсолютно правильная, другое дело, насколько эта информация будет объективна. К примеру, в портфолио ребенка сказано, что он занял первое место в школьной олимпиаде по математике, а какая это школа – плохая или хорошая? Или предлагают писать активную жизненную позицию, что тоже очень субъективно, – говорит Виктор Болотов. – Как только мы начнем писать всякие правильные непроверяемые слова, мы быстро все формализуем и потеряем».

Возникает вопрос, зачем вообще нужен этот документ, если в школах часто не знают, что с ним делать, а вузы не учитывают его при поступлении.

Эксперты говорят, что в первую очередь портфолио может пригодиться при переходе ребенка из детского сада в школу и особенно – из одной школы в другую. «К примеру, из «портфолио дошкольника» видно, что у ребенка получается лучше, что хуже, на чем нужно сконцентрировать больше внимания педагогу, что требует коррекции. То же самое, если ребенок переходит из одной школы в другую. Его портфолио даст учителям информацию о том, какой уклон образования и какой уровень изучения предмета ему подойдет», – поясняет Марина Пинская.

Теоретически этот документ может быть полезен, если ребенок готовится поступать в зарубежный вуз: «переходный» вариант портфолио из школы в вуз практикуется в некоторых вузах США, Великобритании, а во Франции на национальном уровне закреплен «дневник компетенций», который идентичен формату портфолио и служит дополнением к национальным экзаменационным тестам (аналог нашего ЕГЭ).

Однако в России этот документ не играет важной роли в учебном процессе, и даже сами представители школ с этим согласны.

«Это, по большому счету, некоторая рефлексия ребенка по поводу своей школьной и внешкольной деятельности, никто и нигде за пределами школы это портфолио не спрашивает, и заставлять его делать никто не имеет права», – считает директор ЦО № 975 г. Москвы Александр Пименов. В том случае, если классный руководитель или администрация школы настаивает на создании портфолио, а ребенок и родители не хотят тратить на это время и силы, Александр Пименов советует для начал разобраться: на чем основано данное требование. «По существующему закону систему оценки вправе выбирать сама школа, и если в уставе школы механизм портфолио прописан как дополнительная система оценки, то требование администрации вполне обосновано», – объясняет он. Также положение устава должно быть подкреплено решением управляющего совета школы и внутришкольным положением о портфолио. В этом случае родителям нужно либо подчиниться законным требованиям школы, либо искать другую школу.

«Но таких школ, где портфолио прописано в уставе – единицы на всю страну, в основном это вещь добровольная», – уверяет Пименов.

В том случае, если устав школы не содержит подобных обязательств, а администрация тем не менее настаивает на составлении портфолио, ее требования незаконны.«Вначале нужно обратиться к директору школы, и в том случае если и он не пойдет навстречу, нужно жаловаться в управление образования», – советует Александр Пименов.


http://www.gazeta.ru/lifestyle/education/2...a_3770501.shtml

--------------------
Всё приходит. И это придёт. :)
Profile CardPM
  0/0  
Sone4ka
post Oct 10 2011, 22:56 
Отправлено #2


Активный

Сообщений: 2 356



сделали весной, когда ходили в садик. Потеряли. laugh.gif
Profile CardPM
  0/0  
СверчОк
post Oct 10 2011, 23:07 
Отправлено #3


Местная

Сообщений: 8 441
Из: поселка кишлачного типа



У моих нет. Все грамоты дочки лежат, конечно, в папке-уголке для ее самоудовлетворения (ну, и братца стимулируют laugh.gif тоже хочет столько же и больше). А по сути не думаю, что они вообще нужны еще зачем-то...
Profile CardPM
  0/0  
marioli
post Oct 11 2011, 10:04 
Отправлено #4


Активный

Сообщений: 7 777



Уже 2 раза делали ( в первый раз сдавали на проверку - сказали : " Это же портфолио девочки , поэтому оно должно быть разноцветным , красочным ." А у нас черно-белое оформление было и грамоты все разного цвета . Сейчас переделали на розово-фиолетово-синее , но мне совсем не нравится .) Если кто будет покупать готовое портфолио , сообщите , пожалуйста , где его в нашем городе можно купить .

--------------------
Profile CardPM
  0/0  
Greblin
post Oct 11 2011, 10:21 
Отправлено #5


Рыдактор

Сообщений: 16 838



Цитата(marioli @ Oct 11 2011, 11:04)
Уже 2 раза делали ( в первый раз сдавали на проверку - сказали : " Это же портфолио девочки , поэтому оно должно быть разноцветным , красочным ." А у нас черно-белое оформление было и грамоты все разного цвета  . Сейчас переделали на розово-фиолетово-синее , но мне совсем не нравится .) Если кто будет покупать готовое портфолио , сообщите , пожалуйста , где его в нашем городе можно купить .
*

Ежкин жеж кот, Россия-матушка...
Как ругали меня, ленивого председателя совета пионерского отряда, в 1979 году за некрасочно оформленный отчет о проделанной работе, так ничего и не изменилось ггг

--------------------
Для любой ведьмы главное - не спалиться.
Profile CardPM
  0/0  
chudak
post Oct 11 2011, 10:37 
Отправлено #6


Активный

Сообщений: 8 200
Из: ъявление благодарности



Цитата(marioli @ Oct 11 2011, 11:04)
Уже 2 раза делали ( в первый раз сдавали на проверку - сказали : " Это же портфолио девочки , поэтому оно должно быть разноцветным , красочным ." А у нас черно-белое оформление было и грамоты все разного цвета  . Сейчас переделали на розово-фиолетово-синее , но мне совсем не нравится .) Если кто будет покупать готовое портфолио , сообщите , пожалуйста , где его в нашем городе можно купить .
*

тогда дайте нормы оформления, содержания, требования к составу и шрифту, а лишь потом говорите, как должно выглядеть. Если каждый решает сам, то почему кто-то оценивает качество? А где же право на собственное видение мира?
Profile CardPM
  0/0  
СверчОк
post Oct 11 2011, 10:39 
Отправлено #7


Местная

Сообщений: 8 441
Из: поселка кишлачного типа



А где просят делать эти портфолио? Все говорят о них, а меня ни разу не просили это делать.... В школе даже спрашивать не буду - вдруг идею подам, меня потом родители удавят laugh.gif

Сообщение отредактировал СверчОк - Oct 11 2011, 10:40
Profile CardPM
  0/0  
Скромняжка
post Oct 11 2011, 10:45 
Отправлено #8


Постоялец

Сообщений: 330
Из: неизвестности



Нам сказали в школе, когда пришли в первый класс. Показали каждому ученику и родителю его папку, которую надо заполнять грамотами, биографией, фотографиями и всякой мурой, типа сертификатов участия в различных конкурсах, кроссах наций т.п ))))

--------------------
Скромняжка
Profile CardPM
  0/0  
marioli
post Oct 11 2011, 10:52 
Отправлено #9


Активный

Сообщений: 7 777



Цитата(СверчОк @ Oct 11 2011, 11:39)
А где просят делать эти портфолио? Все говорят о них, а меня ни разу не просили это делать.... В школе даже спрашивать не буду - вдруг идею подам, меня потом родители удавят  laugh.gif
*



В первом классе ещё заставили делать ( хотя про цветное оформление никто не говорил , все делали, кто как мог wink.gif ).

Сообщение отредактировал marioli - Oct 11 2011, 10:53

--------------------
Profile CardPM
  0/0  
СверчОк
post Oct 11 2011, 10:54 
Отправлено #10


Местная

Сообщений: 8 441
Из: поселка кишлачного типа



Нам сказали просто хранить грамоты. Больше ничего не говорили. Типа если захотите в 5-ую гимназию идти, понадобится. Поскольку мы никуда идти не хотим, мы их просто складываем и все.
Profile CardPM
  0/0  
Скромняжка
post Oct 11 2011, 11:01 
Отправлено #11


Постоялец

Сообщений: 330
Из: неизвестности



Цитата(СверчОк @ Oct 11 2011, 11:54)
Нам сказали просто хранить грамоты. Больше ничего не говорили. Типа если захотите в 5-ую гимназию идти, понадобится. Поскольку мы никуда идти не хотим, мы их просто складываем и все.
*

А нам, родителям, каждый раз напоминают на собрании: "Не забудьте про портфолио, заполняйте папку...."

--------------------
Скромняжка
Profile CardPM
  0/0  
marioli
post Oct 11 2011, 11:21 
Отправлено #12


Активный

Сообщений: 7 777



Цитата(chudak @ Oct 11 2011, 11:37)
тогда дайте нормы оформления, содержания, требования к составу и шрифту, а лишь потом говорите, как должно выглядеть. Если каждый решает сам, то почему кто-то оценивает качество? А где же право на собственное видение мира?
*


Вот , почему-то в пятом классе не понравилось оформление , а так каких-то строгих норм и требований пока школа не предъявляла wink.gif .

--------------------
Profile CardPM
  0/0  
СверчОк
post Oct 11 2011, 11:45 
Отправлено #13


Местная

Сообщений: 8 441
Из: поселка кишлачного типа



Цитата(Скромняжка @ Oct 11 2011, 12:01)
А нам, родителям, каждый раз напоминают на собрании: "Не забудьте про портфолио, заполняйте папку...."
*

laugh.gif а зачем оно должно вам понадобится, мне интересно? прям при поступлении в вуз кому-то будет интересно, что ребенок занял 3 место в.... ну, скажем, конкурсе по надуванию пузырей? wink.gif
Profile CardPM
  0/0  
Яло
post Oct 11 2011, 12:16 
Отправлено #14


Зато я рыжая!

Сообщений: 10 041
Из: обара



Я тоже просто сложила грамоты и сертификаты(Кенгуру, Русский медвежонок, КИТ) в файл - на память. А теперь это оказывается портфолио называется....

--------------------
"Существует две бесконечности:Вселенная и Глупость.Впрочем, я не уверен насчет Вселенной."
Profile CardPM
  0/0  
Альгиз
post Oct 11 2011, 13:31 
Отправлено #15


Активный

Сообщений: 17 731



Согласно ФГОС портфолио на ученика ведут учителя, портфолио достижений делается по унифицированным бланкам, там хранятся все тесты и контрольные выполненные учеником за 11 лет учебы в школе

текст из документа ФГОС
Цитата
8.3. Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений
Показатель динамики образовательных достижений – один из основных показателей в оценке образовательных достижений. На основе выявления характера динамики образовательных достижений обучающихся можно оценивать эффективность учебного процесса, эффективность работы учителя или образовательного учреждения, эффективность системы образования в целом. При этом наиболее часто реализуется подход, основанный на сравнении количественных показателей, характеризующих результаты оценки, полученные в двух точках образовательной траектории учащихся.
Оценка динамики образовательных достижений, как правило, имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребёнка.
Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика. Как показывает опыт его использования, портфель достижений может быть отнесён к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).
Портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
·поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
·поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
·развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
·формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях. Портфель достижений является оптимальным способом организации текущей системы оценки. При этом материалы портфеля достижений должны допускать проведение независимой оценки, например при проведении аттестации педагогов.
В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.
В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы.
1.·Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения (как её общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования).
Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:
·по русскому, родному языку и литературному чтению, литературному чтению на родном языке, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.;
·по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини‑исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;
·по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и·т.п.;
·по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото‑ и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
·по технологии — фото‑ и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
·по физкультуре — видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.
2.·Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.
3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной)
и досуговой деятельности, например результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др. Основное требование, предъявляемое к этим материалам, – отражение в них степени достижения планируемых результатов освоения примерной образовательной программы начального общего образования.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в Стандарте.
Оценка как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведётся на критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника. Критерии оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут полностью соответствовать рекомендуемым или быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента детей.
При адаптации критериев целесообразно соотносить их с критериями и нормами, представленными в примерах инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, естественно, спроецировав их предварительно на данный этап обучения.
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:
1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;
2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.


характеристика ученика из того же документа
Цитата
Решение о переводе обучающегося на следующую ступень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, в которой:
·отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;
·определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;
·даются психолого‑педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.
Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфеля достижений и другими объективными показателями.

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768

хорошее портфолио нужно, что бы перейти на другую ступень обучения (с детского сада в школу, с начальной школы в среднюю, со средней в старшую, со старшей в ВУЗ, с ВУЗа на работу)

в общем портфолио - это очень серьезно, а не тем муси-пуси, которые размещены в интернете с бабочками и сердечками, для себя еще пойдет, а вот для школы не подходит, нужны именно достижения и результаты
за 2 года до школы, мне нужно что нибудь состряпать, дочка с детский сад не ходит, психологи мне характеристику не напишут с динамикой по годам, работы дочки фотографирую по возможности, так надежнее, не пропадут, любит конструировать по этому работы невозможно сохранить, как нибудь иначе

Сообщение отредактировал Альгиз - Oct 11 2011, 13:52
Profile CardPM
  0/0  

4 Страницы  1 2 3 > » 
ОтветитьTopic Options
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
Быстрый ответ
Кнопки кодов
 Расширенный режим
 Нормальный режим
    Закрыть все тэги


Открытых тэгов: 
Введите сообщение
Смайлики
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
         
Показать все

Опции сообщения