Фото 1903 года. Настоятель Священник Иоанн Стефанов Рапидов, родился в селе Асакасах Ядринского уезда Казанской губернии, сын дъячка, 52 лет. (1906 год) По прошению уволен из низшего отделения Казанской Духовной семинарии в 1857 году. По прошению определен дьячком и посвящен в стихарь в село Оточево Ядринского уезда в 1857 году марта 22. По прошению перемещен в пономаря в село Кабаны Казанского уезда в 1859 году февраля 12. По прошению перемещен в дьячка в село Богатырево Ядринского уезда в 1860 году декабря 23. Рукоположен в диакона в село Янгильдино Космодемьянского уезда в 1865 году декабря 5. Рукоположен в священника в село Пихтулино Космодемьянского уезда в 1874 году января 30. По прошению попечителя Мариинского посада кладбищенской Успенской церкви перемещен на настоящее место в 1885 году октября 23.
Проходил должности: Наставника Янгильдинской начальной чувашской школы с 1867 по 1871 годы. Законоучителя в Пихтулинском двухклассном училище с 1874 по 1884 годы. Законоучителя во Второпихтулинском училище Братства святого Гурия, безвоз-мездно с 1883 по 1885 годы. Законоучителя в Первопихтулинском Земском училище с 1884 по 1885 годы. Законоучителя в Мариинско-посадском мужском городском приходском училище 1887 по 1896 годы. Законоучителя в Мариинско-посадском женском городском приходском училище 1887 по настоящее время. Законоучителя в Мариинско-посадской низшей лесной школе, в ней с изволения и благословения Его Высокопреосвященнейства утвержден Лесным Департаментом в 1895 году и по настоящее время. Резолюцией Его Высокопреосвященства за №3740 утвержден духовником духовен-ства в 2-ом благочинническом округе Чебоксарского уезда в 1904 году ноября 28.
За отлично-усердную службу законоучителем награжден набедренником в1881 году января 12. За отлично-усердную службу по духовному ведомству удостоен благословения Святейшего Синода без выдачи грамоты в 1891 году апреля 29. За успешное и наиболее усердное преподавание Закона Божия от Чебоксарского Училищного Совета Изъявлена Благодарность в 1892 году февраля 21. За отлично-усердную службу и примерное поведение награжден бархатною фиолетовою скуфьею в 1894 году февраля 7. За отлично-усердную службу Святейшим Синодом ко дню рождения Его Императорского Величества награжден камилавкою в 1898 году апреля 9. За отлично-усердную службу Святейшим Правительствующим Синодом ко дню рождения Его Императорского Величества награжден наперсным крестом в 1901 году апреля 13. В память 35 –летнего служения в священном сане с благословения и разрешения Его Высокопреосвященства почитателями- гражданми Мариинского посада при одре поднесена в сереброподлащенной, с эмалью, ризе икона тезоименитого поправителя святого Иоанна Златоуста в 1902 году января 27 дня. В награду особо усердного исполнения в течение двадцати пяти лет обязанностей по обучению в народных школах Всемилостивейше сопричислен к Императорскому ордену Святой Анны третьей степени в 1903 году марта 7.
Ставленную грамоту и перехожую грамоту имеет. Ни с кем с членами притча в родстве не состоит. Судим и штрафован не был, под судом и следствием не состоит. Хорошо знает чувашский язык. Имеет 946 квадратных саженей усадебной земли и на оной деревянный дом и при оной амбар и сарай. В семействе у него жена Анфиса Константинова, 72 года. Дети: Стефанида, 47 лет, в замужестве за священником Афанасием Добросмысловым села Ишаки Космодемьянского уезда.
Сообщение отредактировал Вячеслав С. - Aug 27 2010, 11:46
Фото 1914 года. Лесная школа. Отец Аристарх. 9 августа 1907 года Рапидов согласно просьбе уволен за штат. 23 августа на священское место перемещен священник с. Малое Карачкино Космодемьянского уезда Аристарх Гузановский.
ОПИСЬ муниципализированных домов и инвентаря пожарного депо, переданного Общим Отделом Чебоксарского УИсполКома Мар.Посадскому Городскому Совету (1926 год)
Дом Совдепа №33 (бывший Успенской общины, на участке земли 200 к.с.) Дом деревянный одноэтажный на каменном фундаменте крытый железом с полуподвальным помещением: 12,00м; 9,20м; 110,40 кв.м; 4,00м. Рам зимних-16; Рам летних-16; Ручек оконных- 12; Шпингалет- 24; Дверей- 11; Ручек скоб- 20; Печей разных- 6; Проушин медных- 6; Баня деревянная: 3,50м; 5,00м; 17,50кв.м; 3,00м. Печь в бане полуразрушена-1; Сени тесовые: 4,00м; 3,00м; 12,00кв.м; 3,00м. Сени тесовые: 4,00м; 3,00м; 12,00кв.м; 3,00м. Сарай деревянный: 8,50м; 8,00м; 68,00кв.м; 3,00м. Сарай дровяной: 11,00м; 8,00м; 88,00кв.м; 3,00м. Деревянные ворота- 1;
Сообщение отредактировал Вячеслав С. - Aug 27 2010, 08:04
Вх. №1140 от 4.4.27 В Мариинско- Посадский Городской Совет
Церковно-Приходской совет Успенской церкви просит разрешить устройство собрания общины верующих Успенской церкви для выборов церковного Совета и Старосты 7-го апреля 1927 года, после литургии.
Председатель Церковного Совета: Анкудинов Члены Совета: Кинешемцев
4 апреля 1927 года №3
___________________ Разрешить председатель Саначин 4.4.27
_______________________________________
Отпуск №1140 4.4.27. к делу №22 В Церковный Совет Успенской общины на №3
Мар.-Посадский Горсовет разрешает Вам устройство собрания общины верующих Успенской церкви 7 апреля 1927 года.
Вх. №1286 от 20.4.27 к делу №22 В Мариинско-Посадский Городской Совет
Церковно-Приходской Совет Успенской Церкви Мар. Посада
Заявление Церковный Совет Успенской Церкви Мариинского Посада просит о разрешении притчу вверенной церкви хода с иконами по домам членов общины верующих из жителей Мар.Посада на предстоящей пасхальной неделе 25-26 апреля с.г.
Председатель совета: Е.Скопин Члены: (подпись) А.Яковлев Косолапов
Вх. №2118 от 13.08-27 дело №22 В Горсовет Марпосада
Приходские Советы Казанской и Успенской церквей г. Марпосада просят разрешения прихожанам церквей совершить крестный на реку Волгу для водоосвящения 14 –го сего августа. Августа 13 дня 1927 года.
Председатели Советов: Е.Касьянов А. Павлов А.Косолапов Потемкин
разрешить Саначин 13.08
_______________________________
Исх. №2118 от 13.08-27 дело №22 В церковный совет Казанской и Успенской церкви
На Ваше отношение 13 августа совершить крестный на реку Волгу для водоосвящения на 14 августа Горсовет разрешает
Ведомость о приписной Успенской церкви, сооруженной на кладбище при Мариинском Посаде, за 1858 год.
1) Построена в 1857 году тщанием Мариинского Посада 3 Гильдии Купца Андрея Зиновьевича Майорова, а освящена 19 августа 1858 года. 2) Зданием каменная, крепка. При ней усердием того же Купца Майорова 20 августа 1858 года заложена каменная колокольня, выстроенная в течение осени до половины. З) Престол в ней один - во имя Пресвятой Богородицы Честного Ея Успения, холодный. 4) Утварью от храмоздателя снабжена достаточно. 5) Причта не положено и не имеется. 6) Усадебной и никакой другой земли при сей церкви не имеется же. 7) Домов для проживания священно церковно- служителей, при ней также не имеется. 8) Содержание и охранение сей церкви на попечении храмоздателя Купца Майорова. 9) Зданий, принадлежащих ей- церкви, нет, кроме новой соснового леса сторожки. 10) Расстоянием сия церковь от самостоятельной Троицкой Мариинского Посада около версты. 11) Опись церковному имуществу есть, составлена апреля 10 дня 1858 года за скрепою и печатию местного Благочинного Священника Михаила Самуилова. 12) Приходно-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатию и скре-пою местного же Священника Михаила Самуилова даны 3 сентября 1858 года, ведутся исправно.
Священник и благочинный Михаил Васильев Самуилов, священнический сын, 63 года, в продолжение курса богословского учения в бывой Казанской Академии с определением Академического правления исправлял Сениорскую должность, заведывая сверх нравственной и экономическую часть. 1817 года 11 января определен был учителем той же Академии Российского класса, а по закрытии оного того же года ноября 20 дня переведен в низший информаторический класс, от сей должности уволен с Аттестатом от Семинарского правления, данным 1818 года в сентябре месяце за №75. Того же 1818 года декабря 6 дня посвящен Преосвященным Амвросием Архиепископом бывым Казанским Чебоксарского уезда села Карамышева к Богословской церкви в священника, а из оного села 1826 года мая 20 дня по его желанию и прошению переведен на настоящее место. Грамоту и указы имеет. Из местных языков знает отчасти чувашский, но оном говорить и свободно изъясняться не может. 1820 года декабря 4 дня возложена на него должность благочинного. 1823 года в ноябре месяце утвержден в сотрудника Казанского Духовного Попечительства. 1829 году августа 19 дня получил Архипастырское благословение носить при священно-действии набедренник, потом Всемилостивейше награжден в 1835 году скуфьей, в 1840 году –камилавкой, в 1852 году – наперсным крестом, а в 1857 году – орденом Святой Анны 3 степени, с 1858 года – носит бронзовый крест на Владимирской ленте. За военное время 1853, 1854, 1855, 1856 годы орден прислан при Высочайшей грамоте за подписью членов капитула Российских Императорских и Царских орденов, данной в 20 день апреля 1857 года за №2088, а на прочие знаки отличия свидетельств не имеется. В 1848 году за усердную службу преподано ему по представлению о наградах благослове-ние Святейшего Правительствующего Синода. Сверх сего четверократно была объявлена Архипастырская признательность: 1) в 1822 году указом Чебоксарского Духовного правления от 30 сентября за №667 за значительное собрание суммы в пользу греческих и молдавских изгнанников. 2) в 1829 году указом Казанской Духовной Консистории от 21 декабря за №8664 за подви-ги в обращении новокрещенных от заблуждения язычества к православию. 3) в 1830 году указом Чебоксарского Духовного правления от 17 января за №14 за таковые же подвиги в обращении новокрещенных и 4) в 1837 году выпискою из Журнала Казанского Духовного Попечительства от 5 апреля за №225 за попечение о сборе денег в пользу бедного духовенства. Поучений своего сочинения не говорил, а произносил наопустительно по воскресениям и праздничным дням поучения из печатных книг, одобренных духовной цензурой. Ни с кем в родстве не состоит. Судим и штрафован не был, под судом и следствием не со-стоит. В ведомстве его благочиния состоят 10 церквей Чебоксарского уезда, Мариинского посада Троицкая и Казанская, села Карамышева Богословская, Байгулова Богоявленская, Аттикова Преображенская, Янцыбулова Вознесенская, Шутнерева Рождество Богородицкая, Кошек Введенская, Тогаева Михаило-Архангельская, и Кушникова Преображенская. В семействе у него: жена Анна Васильева, 53 лет. У них детей нет.
Ведомость о церкви Мариинского посада Чебоксарского уезда Казанской Епархии во имя Успения Божией Матери, что на кладбище, за 1906 год
1.Построена была с колокольнею в 1856 году на средства купца Мариинского посада Андрея Зиновьева Майорова. Два придела построены в 1863 году на средства купца Ма-риинского посада Петра Егорова Майорова. Престолов в ней три: главный во имя Успения Божией Матери (15 августа), в приделах: с правой стороны – во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14 сентября) и с левой стороны во имя Святого Великомученика и Победоносца Георгия (23 апреля). Главный престол освящен 19 августа 1858 года, а придельные – в июле месяце 1868 года. 2.Зданием каменная с таковою же, в одной связи, колокольнею, крепка. Главный храм холодный, а приделы теплые. Ограда вокруг церкви деревянная в каменных столбах. Иконостас в главном храме 2-ярусный, а в приделах - одноярусный. 3.Утварью снабжена достаточно. 4.Притч при сей церкви должен состоять, по определению Епархиального начальства, из священника и псаломщика. Налицо состоят священник и диакон на вакансии псаломщика. 5.Пахотной и сенокосной земли нет, а усадебная пожертвована Мариинско-посадским обществом в собственность церкви 600 квадратных метров, на владение которой имеется копия с приговора означенного общества. 6.Притч помещается в деревянном, на каменном фундаменте, церковном доме, вы-строенном на средства купца Мариинского посада Павла Арефьевича Матвеевского. Верхний этаж построен в 1842 году, а фундамент в 1883 году на церковной земле. Дом церковный застрахован в обществе «Волга» в 1500 рублей. 7.Притч получает на содержание согласно общественному приговору от шести хо-дов Святым Крестом по домам граждан обоих приходов и приглашению их со Святыми иконами и также от разных молитвословий, при почти ежедневной службе до 950 рублей, считая средним числом за последние пять лет, и за исправление треб при Мариинско-посадской земской больнице. Процентов от причтового капитала: по 4%-ым рентовым билетам на сумму 72 рубля, по билету Государственного банка на вечное время в 1000 рублей, по выигрышным билетам 2-го внутреннего займа на сумму 400 рублей и по расчетной книжке сберегательной кассы на сумму 241 рубль 44копейки, а все на сумму 8871 рубль 44копейки, за исключением 5% -го сбора 340 рублей 72 копейки. Деньги эти пожертвованы в причтовый капитал Астраханской купчихой Анной Ефимовой Майоровой 1000 рублей, купчихою Мариинского посада Евгенией Сергеевой Майоровой в 1000 рублей, в 1000 рублей билет на вечное поминовение храмоздателя Андрея и жены его Анны, сыном их Евлампием Андреевым Майоровым и им же по духовному завещанию и на тот же предмет свидетельство 4%-ой ренты в 5000 рублей; и таковые же в 100 рублей от мещанки Мариинского посада Ульяны Титовой Собакиной, а остальные от разных лиц и в разное время. Содержание притча достаточно. 8.В пользу церкви денежных пожертвований не было. 9.От Казанской Духовной Консистории церковь отстоит в 110 верстах. Местный благочинный находится в Мариинском посаде при Казанско-Богородицкой церкви. 10.Ближайшие к сей церкви: посадский Троицкий собор и посадская Казанско-Богородицкая церковь. 11.Приписной церкви нет. 12.Домовой церкви нет 13.Часовни нет. 14.Опись церковному имуществу есть, 1-ая составлена в 1858 году, скреплена бывшим благочинным священником Михаилом Самуиловым, а 2-ая за шнуром и печатью Казанской Духовной Консистории от 27 января 1869 года за №322, 3-ья опись за шнуром и печатью Казанской Духовной Консистории от 13 сентября 1897 года за №915 и дополнительная от того же года от 13 сентября за №916. 15.Церковноприходорасходные книги за шнуром и печатью Казанской Духовной Консистории. Ведутся исправно и с1858 года хранятся в целости. 16.Копии метрических книг с 1873 года в церковном архиве хранятся в целости. 17.Исповедных росписей не имеется. 18.Обыскных книг не имеется. 19.В минувшем 1906 году церковь приобрела доходов: свечного 269 рублей 60 копеек, кошелькового и кружечного 81 рублей 50 копеек, от могил 150 рублей 45 копеек и от просфор 55 рубля 40 копеек. В течение того же года израсходовано вообще всего -535 рублей 46 копеек. 20.Библиотека при сей церкви есть. В истекшем 1906 году были выписаны церковные ведомости и известия Казанской епархии с журналом «Православный собеседник». 21.Церковной школы по бесприходности нет. 22.Церковно-приходское попечительства есть. Приговор на сей предмет утвержден Епархиальным Начальством в 1905 году. 23.Должность церковного старосты с января 23 дня 1899 года с утверждения Епархиального Начальства при сей церкви проходит Мариинского посада мещанин Андрей Емельянов Анкудинов. За значительные пожертвования в пользу церкви от Епархиального Начальства объявлена ему благодарность. 24.Почтовый адрес: Казанской губернии и Епархии Чебоксарского уезда Мариинский посад.
Справа, недалеко от восточного входа на кладбище, находится памятник, который появился здесь в 1937 году.
Памятник коммунистам, убитым во время народного крестьянского бунта против советской власти на территории нынешнего Мариинско-Посадского района в 1921 году.
Тела убитых коммунистов были похоронены на берегу Волги на том месте, где сейчас находится стелла-памятник Воинской Славы, павшим защищая свою Родину от немецко-фашистких захватчиков в Великой Отечественной войне в 1941-1945 годах.
В 1937 году братская могила была перенесена с берега Волги на кладбище. Как и почему – о том в архивах в Государственном Историческом Архиве Чувашской Республики , фонд 216, Опись 1, дело 397- «Перенос братской могилы погибших в 1921 году с берега Волги в сад на Майской площади, 1937 год»
Вячеслав, очень интересные материалы выкладываете. Видно, что увлечены историей родного края, и много времени посвящаете изучению этой самой истории. С учётом того, что большинство материалов раньше в сети не выкладывалось, вам бы сайт специализированный создать...
--------------------
Не принимайте жизнь слишком всерьез. Вам все равно не уйти из нее живым.
На представленном фотоснимке печать Посадской Думы с гербом 1870 годов. Исторически Мариинский Посад и Чебоксары всегда были связаны одной судьбой. Посад входил административно в Чебоксарский уезд. По нынешним понятиям уезд можно приравнять району. То есть Мариинский Посад находился в Чебоксарском районе. И конечно, все вся финансо-экономическая , культурная жизнь посада проходила через уездной город. Это такие же отношения, какие ныне отношения между любым сельским поселением района и районным центром - Мариинский Посад. До 1926 года многие уездные организации находились в Мариинском Посаде. И неудивительно, что гербы городов Чебоксар и Мариинский Посад так похожи друг на друга. Если посмотреть гербы города Москвы и Московской области – каждый из них является отдельным субъектом Российской Федерации- то можно увидеть, что они одинаковы: святой Георгий Победоносец поражает копьем дракона. Символ герба – пять белых летящих уток. Утки сразу напоминают тихий водный уголок, пруд , речку. В конкретном случае эта вода, наверное, река Волга. Их полет вызывает только положительные эмоции. Мы с детства заворожено и надолго заглядываемся на стройные стаи птиц, летящих в небе осенью и весной над нашими поселками. Утки- не хищники, добродушные птицы, такие же как наши тихие поволжские деревни, и народ, который трудится на своей земле, воспитывает своих детей и мечтает о достойной жизни.