Что нужно знать владельцам маломерных судов об обледенении под осень .
Для подавляющего большинства владельцев маломерных судов с наступлением холодов навигация заканчивается . С каждым днем температура воздуха и воды становится все ниже .
Однако некоторые судоводители продолжают выходить в плавание до становления льда и могут оказаться в условиях , приводящих к обледенению судна . Обледенение – явление крайне опасное , так как приводит к потере остойчивости судна , и , если не принять своевременных мер по его освобождению ото льда , опрокидывание судна неизбежно .
Обледенение судов происходит при температурах наружного воздуха ниже 0 градусов .
Сильное обледенение может иметь место и при плавании в штилевую погоду с температурой воздуха от 1 до –5 °С . Обледенение происходит в результате обильного парения , тумана или переохлажденных осадков .
Если обледенение, всё-таки , застало маломерное судно в плавании , то борьба с этим явлением сводится к следующим мероприятиям .
• Вести непрерывное наблюдение за частотой забрызгивания судна и началом отложения льда на судовых поверхностях . Немедленно направить судно к ближайшему убежищу .
• При угрозе обледенения судна привести в готовность имеющиеся средства борьбы с ним .
• Выбирать такие курсовые углы и скорости судна , при которых его забрызгивание и заливание будут наименьшими .
• Попеременно изменять курс судна , приводя направление ветра на правый и левый борта с целью устранения неравномерности обледенения бортов и возможности получения судном статического крена .
• Не допуская снижения остойчивости до опасных пределов , удалить лед с соблюдением техники безопасности , в первую очередь , с высоко расположенных конструкций (антенны , штаги , ванты , рангоут и т.д.) .
• Из-за отсутствия на маломерных судах термических средств , удаление льда производится в основном с помощью ручных средств (ломы , топоры , скребки , пешни , лопаты и т.п.) с одновременным применением соли и противообледенительных смесей .
• Постоянно следить и регулярно откалывать лед со штормовых портиков , шпигатов и других отверстий , обеспечивающих беспрепятственный сток воды с палубы .
• При возникновении статического крена из-за несимметричного обледенения отколку льда необходимо производить в первую очередь с высоко расположенных конструкций накренённого борта .
• При значительном обледенении носовой оконечности и появления дифферента на нос , отколка льда производится , в первую очередь , с носовых конструкций .
• Вести тщательный контроль за водонепроницаемостью корпуса .
• Если справиться с обледенением своими силами невозможно – следует запросить помощь , используя средства связи и сигналы бедствия .
Перед выходом на воду нужно проверить техническое состояние своего судна , его укомплектованность спасательными средствами . Спасательные жилеты должны быть обязательно надеты как на пассажиров , так и на судоводителя , а не храниться под сиденьями или в труднодоступных местах плавсредства .
В случае падения в холодную воду , наступает переохлаждение тела и шансов спастись становится меньше .
Необходимо соблюдать простые правила :
- постарайтесь зацепиться за какую-нибудь точку опоры , пусть даже и плавающую (борт лодки , льдина , буй , ветка кустарника , камень) , и перетерпите первые 1–1,5 минуты неприятных ощущений от холодной воды .
Не делайте никаких резких движений . Необходимо подавить в себе внутреннюю панику , стабилизировать дыхание .
Постарайтесь освободиться от тяжёлой верхней одежды , оставьте на себе нижнее бельё , носки , перчатки , и обязательно головной убор .
В холодной воде сила кистей рук и ступней ног снижается в несколько раз . Не пытайтесь делать те усилия , которые доступны вам в обычных условиях (залезть обратно в лодку без посторонней помощи , выбраться на крутой берег , плыть против течения , пусть даже и слабого). Оказавшись в воде , оцените обстановку . Что лучше для вас :
плыть к берегу или держаться за лодку и ждать помощи .
--------------------
« Искренне люблю свою страну , но чаще всего — не понимаю государство ... » . - Долго ли ждать перемен к лучшему ? Если ждать , то долго !