Узкоколейная железная дорога пролегала южнее железнодорожной линии Арзамас — Канаш. Основное назначение — вывоз леса.
Ориентировочная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги - конец 1920-х годов либо 1930-е годы. На линии узкоколейной железной дороги имелись лесные посёлки Кабаново и Речной.
======================= Цитата из материала «Зачем Шумерле жёлуди», опубликованного в газете «Гудок» (номер за 4 декабря 2003 года), автор — В. Цыплев (http://www.gudok.ru/index.php/print/11171):
Станция здесь, как и во многих местах, дала когда-то новую жизнь целому региону. Ведь посёлок вокруг неё появился и начал расти при прокладке дороги Москва — Казань.
С её пуском станция разветвилась тремя узкоколейками в разные стороны. «Кукушка» цепляла до 20 вагонов и тянула в каждом 12 — 15 кубометров дубового кряжа. ==========================
До 1960-х (?) годов вблизи Шумерли действовало торфопредприятие «Шутово». До момента его закрытия узкоколейная железная дорога была не только лесовозной, но и торфовозной. В годы Великой Отечественной войны торф являлся основным видом топлива в городе и районе.
======================= Цитата из материала «Для людей не жалей тепла», опубликованного в газете «Республика» (номер за 24 ноября 2004 года), автор — О. Крылова (http://republic.cap.ru/2004_48/55.htm):
– С началом войны в республику было эвакуировано 28 крупных заводов, фабрик и цехов. Можете себе представить, что это означало для Чебоксар, где электричество вырабатывалось локальными электростанциями. Поэтому главными энергоносителями стали дрова и торф, — сказал Юрий Алексеевич.
– В ведении управления в 1941–1942 годах действовало 10 леспромхозов, в 1943 году — 24, а в 1945-м — 32. В Заволжье в короткие сроки была построена электростанция. Её снабжало топливом торфопредприятие, действующее и поныне. Заработала узкоколейка, по которой торфопредприятие «Шутово» снабжало топливом все заводы Шумерли и Казанское отделение Горьковской железной дороги. =====================
Была узкоколейка до пос.Саланчик для вывоза леса. Только в районе Саланчикскоо кладбища и остались некое ее напоминание в ввиде выраженной насыпи в лесу. Все правда заросло. И райончик там болотистый. Но недалеко от самой автодороги. Если постараться, то найти следы узкоколейки можно будет. В остальной местности возможно ее следы обнаружить удастся только ближе к Шумерле. Родня говорит, что в 50-х вроде еще действовала.
Сообщение отредактировал adv - Dec 22 2008, 18:45
--------------------
После слов "пора валить!" либерал спрашивает "куда?", а патриот - "кого?". Гуманитарный конвой 1941
Я конечно не знаю что это было, но когда учился в 8-й школе в классе так 6-7, во дворе школы, где гаражи, были небольшой участок узкоколейки,буквально метров 10, все как полагается со шпалами По-моему знак еще какой-то стоял... Может кто помнит это? А собственно зачем автору эта информация, восстановить хаочешь?
Я слышал самая длинная в мире узкоколейка проходит в свердловской области (г. Алапаевск и окрестности). Сам лично катался этой осенью по этой железке на охоту-прикоьно )))
А вот в этом месте - отмеченнным красным крестиком, около жд дороги стоит старенький довоенный небольшой негрузовой вагончик Я таких даже в кино не видел.
Присоединённые эскизы
--------------------
После слов "пора валить!" либерал спрашивает "куда?", а патриот - "кого?". Гуманитарный конвой 1941
При возможности прошу оцифровать и выложить (прислать) их в более крупном формате.
Возможно ли размещение фотографий на сайте? Если да - прошу Вас сообщить на sbujd----mail.ru Вашу фамилию и инициалы, которые будут размещены в подписи к фотографиям (ещё лучше - если известен непосредственный автор фотографий).