Канаш Шихраны поселокран сурална.Перемеш кунта 1588 султа Аниш пуранма кильне,вал чаваш серенчен Арская серенчен кильсе.1646-1647 сулсенче кунта 3 картиш анчах пулна.1905 султа кунта чирькю лартаще, саванпа та яла сала(село) тесе чене пущлана.Тата тебартакран чугун щул тава пущласе кунта.Малала кунта щинсем киле пущларещ,больница, шкул,лавкасем хобартма пущларещ, учительсем вали семинари ущрещ.1920 щулта 20 аван уяхенче Шихрана Канаш(совет)ят пана.
Вообщем смотри,как смогла написала,у меня чувашских букв нет!
Вопрос возник по прочтении данного документа , а именно "...Слово "Шихраны" - чувашское, произносимое ими "Шихран" и означает ..... мальчика. Когда и кем дано было такое нелепое и вульгарное название местечку, где находится станция - неизвестно..." Подскажите как точно переводится на русский чувашское слово ШИХРАН и что в нем такого нелепого и вульгарного, что понадобилось переименовать станцию в Канаш?
Сообщение отредактировал Clubik - Nov 23 2011, 23:34
Вот, пожалуйста...http://cv.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%88 (можно и на чувашский автоматом переключить)
Спасибо за информацию. Неувязочка получается. Ревком Чувавтобласти переводит слово Шăхран как ..... мальчика, а в wikipedia переводит Шăхран — по имени основателя нас.пункта — шейха Раны. Там-же в вышеприведенном документе: "...Благоразумные чуваши слово “Шихраны” произносят неохотно; лица женского пола избегают выговорить его в обществе, а для тех из чуваш, которые не высоко стоят в нравственном отношении слово “Шихраны” служит предметом и поводом для всевозможных грязных шуток..." Что же имели в виду ревкомовцы под многоточием?
Сообщение отредактировал Clubik - Nov 24 2011, 22:15
Название Шихраны действительно появилось от имени одного из первопоселенцев нашей местности - шейха по имени Рана. Он был мусульманским проповедником. Образовавшееся возле его жилища поселение первоначально носило имя Шейхраны. Но оно было труднопроизносимо и вскоре трансформировалось в Шихраны. Чуваши назвали деревню Шăхран. По словарю Ашмарина слово это имеет три варианта перевода: • 1. рог (для хранения пороха); • 2. кожаный мешок; коробка из бересты (для табака); табакерка; • 3. сбека, рожок (для кормления детенышей животных). Но есть еще один вариант перевода с диалекта, имеющего ограниченное хождение на территориях Моргаушского и Ядринского районов. Вряд ли им когда-либо владело более 2-3 процентов чуваш. Он возник из-за того, что здесь наиболее долгое время жили марийцы. Но именно из Ядрина были и сам Ашмарин, и Эльмень - первый глава автономии. Так вот, в указанной местности словом шăхран в шутку называют penis мальчиков (опять же привожу по словарю Ашмарина). Это примерно то же самое, что шăхлыч - свисток, свистулька. Для Эльменя такая "безнравственность" явилась веской причиной для инициирования переименования Шихран. Подавляющее большинство чувашского населения об этом четвертом варианте не имеют ни малейшего представления.
Всё ясно. Спасибо nital. А ведь в "учебниках" по истории города Канаша этот момент не прослеживается. Нужен новый, актуализированный, мультимедийный учебник по истории города с историческими фото- и видеодокументами. И еще в "учебниках" незаслуженно мало рассказывается о истоках Шихран, и избыточно много о современных коллективах и их продукции. Я бы разделил "древность" и современность. Потом мне не понятно Атищево, Новое Бикмурзино и Шихраны это один и тот же населенный пункт или разные разнесенные территориально? Станция Шихраны и сам населенный пункт Шихраны изначально составляли одно целое или были разнесены территориально? Арская сторона это где-то в Татарстане (неплохо бы привязаться к карте)? Какое место в нынешних Шихранах самое "древнее" (может ул.Мира)?
Сообщение отредактировал Clubik - Nov 24 2011, 22:08
В существующих книгах по истории города несколько внятно описывается только период с 1934 года - начала строительства ВРЗ. Отрезок с 1925 года представлен небольшими отрывками. Еще более беден рассказ о 1919-25 годах. О периоде до 1918 года читателя извещают лишь о каких-то безвестных купцах, двух школах, семинарии и церкви. И все это вперемешку с извращениями, тенденциозностью, передергиванием фактов, а то и откровенной ложью. Сейчас печатается и выходит в свет довольно подробная книга Харитоновой об истории Канаша с 1925 года. Там, в частности, впервые говорится о ссыльных, содержавшихся в Канаше в 1930-е годы. Готовится и подробнейшая книга о периоде до 1925 года. Но вряд ли она выйдет из печати ранее чем через год. Там будут ответы на все ваши вопросы. А пока... Атищево - первое селение в районе Канаша, Шихраны - второе (через овраг). Потом они слились в одну административную единицу. Новое Бикмурзино в 4-х километрах от села Комсомольское основали переселенцы из Шихран, Ямурзы и еще ряда соседних деревень. Станция и поселок изначально были разделены. Станция с казармами для железнодорожных рабочих располагалась в зоне отчуждения Московско-Казанской железной дороги. Земли же под поселком принадлежали сельским обществам Больших Бикших и Атишево-Шихран (сейчас Сугайкасы). Поселок с 1 июня 1902 года имел официальный статус. Арская сторона - это севернее Казани. Там и сейчас стоит город Арск, по-чувашски - Арча. До середины 17-го века Арская даруга (не путать с дорогой) была сплошь населена чувашами. Потом часть переселилась сюда, часть -отатарилась. Первые дома в поселке появились в районе дома № 4 по улице Кооперативной и гостиницы "Заря". Это было обусловлено близостью к рынку (базару). Он имел официальный статус и находился в промежутке между современными домами №№ 2 и 4 по упомянутой улице.
До 1918 года местные жители делали боевую раскраску разводили костёр и бегали вокруг него с бубном, отгоняя тем самым злых духов...... В определённые дни костёр заменялся на дубовый столб..... После становления советской власти все предрассудки и пережитки прошлого были упразднены. Всех отмыли, причесали и посадили за парты в школе. Так у местных жителей появилась грамотность. Прям как с приходом христианства у Славян.
Сообщение отредактировал Morton - Nov 25 2011, 08:13
До 1918 года местные жители делали боевую раскраску разводили костёр и бегали вокруг него с бубном, отгоняя тем самым злых духов...... В определённые дни костёр заменялся на дубовый столб..... После становления советской власти все предрассудки и пережитки прошлого были упразднены. Всех отмыли, причесали и посадили за парты в школе. Так у местных жителей появилась грамотность. Прям как с приходом христианства у Славян.
Обратите внимание: в документе, который выкладывает Clubik, речь идет о станции. В постановлении Ревкома от 20 августа 1920 года опять же упоминается только станция Шихраны. Поселок в 1920 году, вопреки устоявшемуся к сегодняшнему дню мнению, никто не переименовывал. Юридически обоснованно Канашом и, одновременно, городом поселок Шихраны стал только в июне 1925 года. Доказать другое никому не удастся, хотя в официальных документах 1920-25 годов в отношении поселка преобладает название Канаш. Станция - производственный объект, поселок - жилой сектор. Здесь не должно быть никакой путаницы в головах.