"Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы – но лучше и чище, чем скрипки и трубы, – каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное".
Лев Толстой, "Война и мир"
Когда-то я был в Хорватии... А ещё когда-то, до, бывал в Италии. А ещё до, гораздо раньше, заканчивал музыкальную школу - и до сих пор помню про сонатную форму. Экспозиция, разработка, реприза. Иногда ещё и кода. И, когда в очередной раз посмотрел на карту посещённых мною стран, где давно уже хотелось закрыть Словению - одну из пяти стран Европы, где я ещё ни разу не был - построил новый маршрут, маршрут вокруг Адриатики. Как сонату - словенская экспозиция, далее Италия? Да, Италия, там я уже был, хоть и в других местах - ну что ж, Италию можно разрабатывать бесконечно, пусть будет итальянская разработка, и затем побережье Хорватии - реприза, по побережью я проезжал в 2011 году от Задара до Дубровника. Конечно, реприза не совсем строгая - в неё можно добавить упущенное ранее, Сплит, Трогир, Шибеник и всю Истрию - как раз для завершения сонаты будет самое то.
Вступление. Техническая часть
Исходные данные: 18 дней, желание хорошо посмотреть Словению, посетить итальянские города - конкретно Падую, Болонью и Неаполь с окрестностями, далее попасть как-то в Хорватию и проехать от Дубровника на север вдоль побережья. Решение: перелёт Москва-Любляна-Москва Сербскими авиалиниями с пересадкой в Белграде, далее Любляна, там аренда машины и в путь! Вначале маленький кружок через Зуземберг и Брежице, затем большой маршрут - Целье, Птуй, Марибор, далее небольшая связующая тема через озёра Каринтии и побочная тема - озеро Блед, озеро Бохинь, а затем через Альпы в Италию. Венеция - ну, куда же без Венеции - затем Падуя, Феррара, Болонья, потом рывок в Неаполь, после Геркуланум с Помпеями, Салерно, редко посещаемый нашими туристами Пестум и Бари. Как оттуда в Хорватию? Паромом, с машиной вместе. В Дубровник (ай! вот тут аккуратнее, потом расскажу, почему), потом Сплит, Трогир, Шибеник, а потом Истрия - Риека, Пула, ну и возвращение в Любляну. Программа насыщенная, поэтому поездка пройдёт в темпе аллегро, allegro non troppo. Понятное дело, потребуется шенгенская виза, причём многократная: ведь будет выезд за территорию Шенгена, в Хорватию, а потом въезд обратно в Словению... Хорватия, конечно же, пускает по шенгену - но по многократному. Изначальное построение маршрута предполагало 7 ночей в Словении, 5 в Италии, ночь на пароме и 3 ночи в Хорватии. У меня виза была, а вот ребятам-попутчикам надо было её делать под эту поездку, а словенцы требуют для шенгена не просто распечатки броней отелей по маршруту, а ещё и письма из каждого отеля с подтверждением, что бронь реально существует. Добиться от отелей таких писем крайне проблематично (часто они просто не отвечают на просьбы по е-майлу), поэтому я решил чуть перестроить маршрут: если ночевать в Альпах не со стороны Словении, а со стороны Италии, то раскладка по ночам станет 6-6-3, что всё равно потребует оформлять визу в стране первого въезда - т.е. опять в Словении... А вот если последнюю ночь в Истрии перенести из Словении на хорватскую сторону границы, в Умаг, то раскладка превратится в 5-6-4, что приведёт к оформлению визы у итальянцев, куда более пофигистичных в данном вопросе. Так и сделали - стандартный набор броней, без всяких писем, девушка в визовом центре придирчиво пересчитала ночи по странам и благосклонно кивнула головой, забирая документы. Что ещё? Ещё паром. Я бронировал билеты на сайте, ориентируясь на паром из Бари в Дубровник (он ходит не каждый день, поэтому аккуратнее просчитывайте маршрут). Так вот, путаница состоит в том, что, хотя паром хорватской компании Yadrolinija действительно выходит из Бари, но "Дубровник" - это не пункт его назначения, а название, реально же он идёт вообще не в Хорватию, а в Черногорию, в город Бар. Ещё раз: из Италии в Черногорию идёт хорватский паром под названием "Дубровник", и его маршрут не имеет к Дубровнику никакого отношения. Конечно, на машине преодолеть 130 км от Бара до Дубровника - пустяки, но хотя бы убедитесь, что машина прокатная имеет право въезжать в эту самую Черногорию, ибо возможны варианты, а документы на машину при выезде с парома будут смотреть. В конторе, где мы бронировали машину, за 30 евро продавалось это самое разрешение на Черногорию и заодно на Хорватию... И ещё потребуется разрешение на Боснию, так как 6-километровый её участок отрезает Дубровник с окрестностями от основной территории Хорватии, и объехать его невозможно. В Хорватию, как уже говорил, пускают по многократному уже открытому шенгену, Черногория вообще безвизовая для россиян, Босния безвизовая обычно с 01.05 по 31.10, но мы проезжали её 1.11, т.е. уже по окончании безвизовой халявы, однако шенгена, опять-таки, вполне для этого хватило. Дороже всего обошлись билеты на тот самый паром: за две двухместные каюты с душем и туалетом, четырёх человек, перевозку машины, 4 завтрака и 4 ужина на пароме мы отдали более 500 евро. Можно было каюты не брать (вышло бы вдвое дешевле), но перспектива сидеть ночь в автобусных креслах в небольшом зале на верхней палубе как-то не привлекала... Ещё деталь: при бронировании билета надо указать модель авто, год выпуска и даже номера (мы знали только модель, да и то был возможен вариант замены на аналогичный класс) - я написал в службу поддержки и получил ответ, что главное - выбрать модель правильного размера, а в графах "год выпуска" и "номер" можно просто поставить волшебное слово rental. Ну, вроде бы, с технической частью закончили. Переходим к прелюдии.
Белградская прелюдия
В Белграде я уже был в 2011 году, даже отчёт есть на этом форуме, один из первых моих отчётов. Белград - не ах какой город, куда непременно тянет вернуться, однако 5 часов между самолётами как бы предполагали некую активность, к тому же попутчики мои Белграда ещё не видели. Из аэропорта до относительного центра (отеля "Славия", где мы как раз жили в прошлый раз) можно доехать либо на автобусе обычном (за час), либо на экспрессе (за 40 минут), либо на такси (за 30 минут). Билет стоит, по-моему, 300 динаров (т.е. 200 рублей - делите на полтора и будете получать рубли, очень удобно). Динары можно снять в одном из банкоматов аэропорта (разумеется, карточкой ни в автобусе, ни, тем более, в такси заплатить не выйдет), доллары или евро в автобусе не примут, а в такси примут по куда более плохому курсу, чем хочется. Экспрессы ходят в центр каждые 20 минут, от площади перед отелем "Славия" минут за 10-15 можно дойти до пешеходной улицы Князя МиХаила, белградского Арбата. Это вот путь до:
Ба, а это кто?
Николай Второй, однако...
Вот за что я люблю сербов - это за их язык. Да простят они меня - но он прикольный, реально. Хотя, наверное, для них русский таким же кажется... Вот эта вот "Чича Глиша" - ну ведь забавно, да? Помимо этого, ещё много весёлого: огромные рекламные плакаты (с изображением шикарного авто или навороченного телефона), украшенные словом КАКОВОСТЬ (в переводе - "качество", а вовсе не наоборот). Надпись на витрине кафе: "Наши традиции - наш понос!" "Понос" - это "гордость", а не то, о чём вы подумали, но как шикарно сочетается этот понос с кафе... Или, например, на бутылке пива надпись: "Произведено с поносом" - как раз излечивает алкоголиков от желания выпить, не так ли? Словенский и хорватский языки очень похожи на сербский (я бы вообще сказал, что это один язык, отличающийся лишь письменностью - у кого-то кириллица, а у кого-то латиница, и вся разница). В Словении на шоссе вижу табличку, где изображено нечто вроде радара и написано что-то вроде "Измерение хитрости". Сразу возникают идеи про запрет антирадаров (знаю, что он действует в некоторых странах, чтобы водители не хитрили) - однако всё проще: "хитрость" - это банальная "скорость". И вот лозунг олимпиад превращается в "Хитрее, выше, мощнее!" - видел на рекламе каких-то кроссовок. Мощнее - значит, сильнее, ну понятно же. "Pozor, kolesari" - знаете, что это? Колесари - это велосипедисты, в точку. Ну, а позор - это не стыдят их, а просто предупреждают (Pozor - "внимание") водителей, что на трассе есть и двухколёсное движение в том числе. ...Отвлёкся. Пойдём дальше. Отель Москва - неплохой, кстати, в его ресторан ходили кушать в прошлый раз пребывания в Белграде:
И вот уже улица Князя Михаила:
Заканчивается она почти у Калемегдана - крепости при впадении Савы в Дунай. Полная версия рассказа вот тут: https://www.otzyv.ru/read.php?id=210289 ...По окончании Белградской прелюдии там есть в тексте ссылки на продолжение - на Словенскую экспозицию, Итальянскую разработку, Хорватскую репризу и на завершающую Словенскую коду.