Как Tele2 и фонд «Навстречу переменам» помогают детям
21 ноября в Москве прошел финал конкурса социальных предпринимателей «Навстречу переменам», на котором определились пять победителей. На реализацию своих проектов они получат по 1,2 миллиона рублей. «На‑связи.ru» побывали на мероприятии и посмотрели, как происходит защита проектов.
Посмотреть фото
Фото: пресс-служба Tele2
Фонд «Навстречу переменам» и одноименный конкурс социальных инициатив с 2012 года служат одной цели — созданию новых возможностей для развития, обучения, защиты жизни и здоровья детей. Tele2 поддерживает инициативу уже семь лет.
В этом году заявки от социальных предпринимателей со всей России принимали с 15 марта по 21 июня. Из 354 заявок волонтеры - сотрудники мобильного оператора Tele2 - отобрали 137 проектов. Затем сотрудники фонда «Навстречу переменам» и экспертный совет определили 43 лучшие работы. После следующего отбора в финал прошли 10 самых интересных, перспективных и технологичных проектов, посвященных решению проблем детства.
Для справки («Википедия»): Социальное предпринимательство — использование стартапов и других бизнес-средств для разработки, финансирования и реализации решений социальных, культурных или экологических проблем. Прибыль для этой категории бизнеса важна, но главным критерием успешности становится «социальная отдача». В России популярность социального предпринимательства остается на очень низком уровне. По данным на 2017 год, социальным бизнесом занимается не более 1 % предпринимателей. Причем более половины из них — женщины в возрасте 30-60 лет.
Фонд помогает социальным предпринимателям, которые, в свою очередь, помогают детям и подросткам. В состав жюри конкурса традиционно входят представители фонда, топ-менеджеры его партнеров и дети сотрудников компаний. Татьяна Бурмистрова, соучредитель фонда и председатель управляющего совета, рассказала, что для фонда этот день — самый главный в году. С одной стороны, это финал большого пути, когда мы узнаем победителей. С другой — начало большой обучающей программы «Инкубатор», куда попадут все финалисты. Они получат информационную поддержку и консультационную помощь в формате бизнес-инкубатора, где наставниками выступят не только представители фонда и признанные внешние эксперты, но и сотрудники компаний – партнеров фонда. В этом году было решено учредить три номинации: «Локальный проект», «Инновационный проект» и «Диджитал» (технологический проект).
Главные критерии выбора победителей: — значимость, важность и острота проблемы, которую решает проект; — новизна решения, подтвержденное социальное воздействие, наличие устойчивой бизнес-модели и потенциала к масштабированию; — заявитель — автор идеи и руководитель организации — должен вызывать доверие, быть готовым учиться и развиваться.
На защиту каждого проекта участникам давалось по пять минут, после чего они отвечали на вопросы жюри и зрителей. В итоге взрослое и детское жюри выбрало пятерых победителей. Об их проектах мы вкратце расскажем. Хотя проекты всех финалистов были интересными.
«ЛОКАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
Светлана Сахарова и Ольга Трутнева (Красноперекопск) — инклюзивные творческие мастерские.
Проект родился благодаря мальчику Артему с ДЦП. Работоспособность правой руки у него была ограничена. Он начал ходить в творческую мастерскую и через полгода занятий стал виден прогресс. Занятия в мастерской очень помогли ему. Тогда авторы проекта решили создать инклюзивные творческие мастерские, в которых могли бы заниматься дети с инвалидностью. С одной стороны, это оказывает влияние на их физическое, эмоциональное и социальное состояние. С другой, они смогут делать поделки и получать за них деньги.
Фото
В Красноперекопске проживает 25 тысяч человек, 600 из них — с инвалидностью. Но работает только 47 человек. Детей с инвалидностью около 185, и их ждет такая же незавидная перспектива. Предприниматели хотят создать швейную и гончарную мастерские. Процесс изготовления изделий будет дробиться на более мелкие. Кто-то может катать глину, кто-то красить и т. д. Это также удобно тем, что инвалиды часто болеют и не могут постоянно посещать занятия. Проект «Передышка» уже запущен и в перспективе должен стать финансово устойчивым. В частности, местные бизнесмены готовы покупать керамическую плитку, чтобы использовать ее в декоре. Также проект будет зарабатывать на платных мастер-классах, планируется получение грантов и субсидий. В будущем появятся новые филиалы (Симферополь, Бахчисарай), будет разработана система сопровождения детей с инвалидностью от этапа профориентации до трудоустройства.
«ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ»
Юлия Кулешова и Анжела Пиаже (Санкт-Петербург) — консультационная служба для родителей по вопросам детской сексуальной безопасности.
Юлия известна как руководитель и создатель первого благотворительного магазина «Спасибо!». Год назад она публично рассказала о своей истории домашнего насилия, которое длилось в течение семи лет.
Фото
Этот случай оказался далеко не единичным, девушка получила массу откликов. Ее поразило, насколько мало знают о домашнем насилии детей в России. Поэтому вместе с Анжелой они решили открыть сервис для родителей и родственников, которые обеспокоены сексуальной безопасностью своих детей. Кроме консультаций, служба будет проводить совместные и раздельные образовательные онлайн-курсы, организовывать реабилитационные программы. В течение ближайшего года сервис сможет помочь 350 детям и их семьям. В будущем планируется открыть центры в 12 городах, вести научную работу, публиковать статьи, методические пособия.
Наталья Малько (Москва) — адаптивная одежда Be Easy Kid.
Одежда — неотъемлемая часть жизни, но мало кто задумывается, как сложно инвалидам и людям с различными заболеваниями обращаться с обычной рубашкой и джинсами. У Натальи растет семилетняя дочь с ДЦП, и, будучи дизайнером, она стала шить удобную и функциональную одежду. В джинсах вместо пуговицы или заклепки используется застежка. Брюки легко укорачиваются, чтобы можно было снять или надеть специальные аппараты на ноги. Все идеи Наталья проверяет на своей дочери. В России потребность в такой одежде высокая, но рынок фактически отсутствует. Подобная одежда позволит детям с ограниченными физическими возможностями самостоятельно одеваться и раздеваться, носить удобные и модные вещи независимо от диагноза. Это будет повышать их самооценку, дети будут чувствовать себя свободнее.
Фото
Наталья пока работает одна, поэтому в первую очередь ей нужно сформировать команду. Планирует создавать одежду для детей от 4 до 10 лет. Открыть собственное производство, сотрудничать с протезными организациями, магазинами, фондами, сообществами. Напрямую одежду продавать пока нельзя, пробную партию планирует распространять через знакомых и соцсети. Рубашка стоит 1,5 тыс. рублей, брюки — 2 тыс. Дорого, потому что тираж небольшой. Всё шьется в России.
«ДИДЖИТАЛ»
Павел Бережанский (Москва) — программно-аппаратный комплекс для выявления и профилактики астмы «Скажи астме – нет!».
По данным ВОЗ, около 28 % населения планеты имеют симптомы бронхиальной астмы. Проблема в том, что нет современной методики для определения этой болезни у детей. Павел с женой разработали программно-аппаратный комплекс, который неинвазивно и безболезненно диагностирует риск развития астмы. Нужно только приложить пальцы к аппарату, после чего программа проанализирует состояние капилляров и выдаст результат. Благодаря раннему выявлению симптомов можно снизить число хронических больных и инвалидов по бронхолегочной патологии.
Фото
Павел организовал ООО. Есть команда, производство. Затраты составили 12 млн рублей (гранты и частный инвестор). Заработали на продажах аппаратов 16 млн рублей. Аппараты уже работают в нескольких регионах страны, они опробованы в Канаде и Ирландии. В следующем году в планах обследовать около 20 тысяч детей. Сейчас предприниматели работают над беспроводной моделью (для диагностики программа связывается с облачным сервером) и портативным индивидуальным прибором. Также ведется разработка решения для диагностики других заболеваний на раннем развитии: сахарный диабет и склеродермия.
Лидия и Анастасия Усановы (Москва) — устройство VideoOculograph для коррекции врожденного нистагма и косоглазия у детей.
В России 7,5 миллиона людей болеют нистагмом и косоглазием, 2,27 миллиона из них — дети. По-прежнему нистагм в подавляющем числе случаев корректируют хирургическим путем. К сожалению, через 6-12 месяцев он может вернуться и стать уже неоперабельным. Нистагм — непроизвольные колебательные движения глаз из-за побочного паразитного сигнала из мозга. Из-за этого глаз видит предметы без фокуса и с размытыми границами. Возникают головокружение, тошнота, головные боли. Заболевание прогрессирующее.
Фото
Прибор «ВидеоОкулограф» определяет амплитуду частоты патологии глаза, затем подает внешний световой сигнал с определенной частотой. Благодаря этому дефект нивелируется, колебания останавливаются. Прибор был опробован в 12 известных офтальмологических клиниках России. Результат стопроцентный. Вылечено 280 больных. Осмотр через 6 и 12 месяцев не показал возврата нистагма. Срок лечения — 10-12 процедур длительностью от 10 до 15 минут. Искусственный интеллект сам проводит анализ и выбирает корректирующую частоту сигнала. Дети очень хорошо поддаются лечению. Взрослых лечить несколько сложнее. Предприниматели рассчитывают, что к 2023 году их аппарат появится в 200 клиниках и начнутся продажи индивидуальных приборов. Сейчас стационарный аппарат стоит 150 тысяч рублей. При большом тираже цену можно снизить в полтора раза.
Почему Tele2 поддерживает фонд и конкурс
После защиты проектов Сергей Эмдин, председатель Попечительского совета фонда, член жюри конкурса «Навстречу переменам» и гендиректор компании Tele2, ответил на вопросы журналистов:
— Мы хотим, чтобы каждый рубль, потраченный на решение той или иной социальной проблемы, был эффективным. Мы не просто занимаемся благотворительностью, а стараемся вложить деньги в предпринимателей, которые с нашей помощью могут выстроить успешный бизнес, решающий социальные проблемы. Кроме того, Tele2 предоставляет не только финансовую помощь: наши сотрудники вносят свой интеллектуальный вклад. Около 400 человек участвуют в консультациях, помогают предпринимателям в рамках программы «Инкубатор» и других обучающих программ, делятся своими знаниями в области маркетинга, финансов и т. п.
P.S. В конце ноября фонд «Навстречу переменам» запустил видеоблог на YouTube о социальном предпринимательстве для тех, хочет создать и развивать свой социальный стартап, но не знает, с чего начать. Подписчики узнают, как определить свою нишу на рынке, найти инвесторов, сделать проект успешным и не перегореть эмоционально. Мастер-классы дают профессионалы в области социального предпринимательства, а видеоуроки основаны на международном опыте и лучших практиках.