4 Страницы  1 2 3 > »   
Ответить Создать тему

О ШКОЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЯХ. Чиновник исключил , творчество из школьных программ.

artileria
post Feb 11 2017, 16:50 
Отправлено #1


Активный

Сообщений: 11 342



О ШКОЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЯХ.
Российская школа отказалась от сочинений уже давно, лет 10 назад. Один из аргументов чиновников от образования был таков - сложно объективно оценивать такой вид письменных работ. Я вот подумал о том, а кому сложно? Чиновникам? Так это их проблемы, а не учителей литературы. Основная задача учителя литературы как раз состоит в том, чтобы научить детей писать самим, научить понимать тексты других писателей, ценить своеобразие стиля того или иного автора, образ авторского мышления, особенности содержания произведений, знать историко-биографический контекст и многое-многое другое.
В российском образовании победил чиновник, он диктует теперь, чем должны заниматься на уроках учителя, чиновник контролирует учителей через электронный журнал, через строгое соблюдение годовых планов, своевременность заполнения этих гребанных электронных журналов("минимум 5 оценок за один урок"). Может ли чиновник оценивать творчество учеников? Нет, поэтому чиновник исключил творчество из школьных программ.
Школьное сочинение раньше было способом формировать навыки научного исследования, анализа различных источников, критического материала, изложения собственной "точки зрения", использование методов аргументации, цитирование различных авторов. Ученик должен был уметь "чувствовать текст", понимать особенности языка и стиля, видеть общую КРАСОТУ литературных произведений. Всё это чиновники от образования убрали, это же мешало работе "гвардейцам" РОСОБРНАДЗОРа.
Если вдуматься, то таким способом был нанесен непоправимый ущерб и российской культуре, и российской же науке. Школа у нас теперь готовит не будущих ученых, не Пушкиных, Вяземских и Дельвигов, как когда-то Царскосельский лицей, а равнодушных чиновников-бюрократов, эффективных менеджеров, офисных мышек-норушек и креативных люмпенов "эпохи потребления".
Теперь мы с удивлением обнаруживаем, что прекратился "духовный экспорт" из России, что режиссеры снимают жуткие кинофильмы, что отсутствуют новые яркие имена среди писателей и поэтов, которыми могли бы восхищаться и Россия, и остальной мир. Скажем спасибо нашим политикам и чиновникам, в том числе и нашему славному ЕГЭ!
Расскажу смешную историю. По "семейным обстоятельствам" после университета не стал сразу поступать в аспирантуру, год болтался у родителей в провинциальном городе Краснодарского края, "отходил" от развода и... работал в школе. Как-то мама спрашивает, не хочу ли я позаниматься за деньги с дочкой её подруги, у дочки проблемы в школе с учителями... Без особого желания согласился пообщаться с этой девушкой, а сам думаю, чё ей от меня-то надо?
Через некоторое время приходит домой дебелая деваха, говорит, что пишет стихи, но её никто не понимает, с учителем по литературе конфликт. Думаю, ну всё, попал, передо мной непризнанный гений, баба стихи пишет, туши свет, кидай гранату! Показывай, говорю, свои стихи. Читаю. Обычная подростковая рифмованная белиберда. Давай, говорю, смотреть: здесь ты выбилась из ритма, здесь рифма не та, тут разные размеры, тут нет никакого содержания... Блин, как стала девица рыдать передо мной, а я и не знаю, что мне делать в данной ситуации, аж растерялся, чесслово... Рыдала-рыдала, заплатила мне деньги и ушла. Потом снова пришла, принесла другие стихи, снова рыдала и... опять заплатила деньги. Думаю, классно я устроился, довожу до слёз неопытное юное создание девицу, создание мне за это деньги платит и опять ко мне же приходит.
Короче. Стал ей рассказывать, что поэзия - самый сложный вид словесного искусства, что поэт должен совмещать в себе "несовмещаемое": быть и жесточайшим рационалистом, шахматистом, логиком и... при этом нарушать все законы логики. Если стихи поддаются пересказу, то "там простыни не смяты, там поэзия, так сказать, не ночевала." Поэт должен быть нежным, искренним, честным, но при этом оставаться цензором своих сочинений, жестоким критиком самого себя, диктатором по отношению к себе, быть хирургом, который препарирует самого себя.
Стали с этой провинциальной "ахматовой" разбирать стихи других поэтов, говорил ей о "знакомстве слов", о словах-украшениях, что их должно быть в меру, что, если их используешь, то тогда нельзя допускать пустОты, о звуковых скрепах и звукописи, о том, что в идеале каждая строка должна содержать в себе что-то "поэтическое", ненормальное с точки зрения обычной речи, что поэзия должна чем-то цеплять слух, ум и чувства читателя, что запуская в стихотворении сквозную метафору, мы можем делать, что хотим, со значениями слов, что слова, как в табуне лошади, могут скакать куда угодно, но потом их снова надо собирать вместе, что у слов есть внутренняя и внешняя формы, и поэт в праве делать с ними тоже всё, что захочет, но... по определенным правилам, что каждый стих строится по своему "индивидуальному" закону.
В какой-то день я сказал девахе: всё, больше мне тебе нечего сказать("это всё, что я знаю о креветках" как в фильме "Форест Гамп" говорил негрофренд Фореста), не нужны мне ни твои слёзы, ни твои деньги. Избавился от неё и думать о ней забыл.)
Как в таких случаях говорят, "прошли годы"... Через много лет мать сказала, что "моя ученица" закончила филологический факультет университета и была за что-то очень благодарна мне. Больше я о ней особо и не думал. А сейчас почему-то вспомнил. Д.С.Лихачев писал где-то: "чтобы научиться писать, надо писать". Я подумал, а ведь та девица понимала, о чем я ей говорил. Почему? Потому что сама пробовала писать стихи! Она понимала, как сложно писать их, потому что пробовала делать это, набивала шишки и снова пробовала писать. То же самое можно сказать и про школьные сочинения. Человек сможет научиться писать сам, понимать других писателей, оценивать их, "чувствовать слово", если он сам будет писать. Хотя бы школьные сочинения.
ЗЫ Сейчас в школу приходят или уже работают там учителя, которые сами в школе не писали сочинения, в ВУЗах их готовили натаскивать детей в соответствии с требованиями ФГОСов(бр-р-р, слово-то какое!) на тесты ЕГЭ. Если новый министр образования сейчас вернёт в школу сочинения, то как будут детей учить те учителя, которые сами их никогда не писали? Смогут ли они оценивать "адекватно" сочинения детей? Я это с трудом представляю... Самое главное, смогут ли учителя работать над сочинениями "играючи", творчески, будут ли они получать "кайф" от такой работы, в состоянии ли они вовремя заметить талант в ученике, отойти от шаблонности в оценке письменных работ талантливых учеников?

Sergey Shmatkov автор на фото
11 февраля 2017 г. ·


Присоединённые эскизы
Присоединённое изображение
Profile CardPM
  -1/+7  
Ешка
post Feb 12 2017, 09:51 
Отправлено #2


Активный

Сообщений: 4 156
Из: Новосибирск



...немного не по теме, но смысл тот же!.. http://kurer-sreda.ru/2017/02/11/276181-ch...rachej-ne-budet
Profile CardPM
  0/0  
artileria
post Feb 12 2017, 20:45 
Отправлено #3


Активный

Сообщений: 11 342



Цитата(Ешка @ Feb 12 2017, 09:51)
...немного не по теме, но смысл тот же!..http://www.kurer-sreda.ru/2017/02/11/276181-cherez-10-let-obrazovannyx-vrachej-ne-budet
*


Поправте, ссылка не активизирована. Вам продолжение.

Sergey Shmatkov

О ШКОЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЯХ(продолжение).
Совсем коротко. Когда я с кем-то или с чем-то не согласен, то просто отхожу в сторону. Одиночество – спасительная «вещь». Про сочинения столько наговорили(особенно, в педагогическом клубе), что и не знаешь, что же можно ответить на это. Учителя литературы, говорят, что сочинение не нужны в школе… Не нужны так не нужны! Вам нравится тратить бесценнейшее время на дрессуру по написанию егэшных и огэшных идиотских изложений и "эссе" из 80 слов, пожалуйста, дрессируйте детей!
А мне сочинения были нужны. С благодарностью вспоминаю тех учителей, которые нас обязывали читать статьи Белинского об Онегине и Печорине. Потом в сочинениях я вставлял понравившиеся «куски» из этих статей. Классный критик был Белинский! Он мне открыл глаза на Пушкина и Лермонтова, на литературу в целом. Я не представлял, как можно писать что-то, отвечать у доски на уроках, ничего не зная о предмете сочинения или разговора, поэтому все обязательные произведения по литературе читал, и так делали многие. В юности человек имеет кругозор муравья, а перед нами были глыбы русской литературы. Как можно было что-то написать от себя? Поэтому безбожно переделывали какие-то предложения из учебника, детской энциклопедии, предисловий(я использовал обзорные статьи из «Всемирки»). Сейчас изданы прекрасные критические статьи и славянофилов, и западников, русских философов и русских писателей и поэтов. Не хотите это задействовать в школе - не надо!
Сразу после школы учился техническом ВУЗе, нас заставляли конспектировать Ленина, Маркса, Энгельса. Тяжкий это был труд, но, думаю, Белинский и тут помог, какие-то навыки, полученные в школе во время написания сочинений, помогли читать классиков марксизма-ленинизма. Зато после Маркса легко было перелопачивать западных и русских философов, книги по политологии и экономике, как после школьного Достоевского и Толстого легко было читать Хэма, Ремарка, Камю, Борхеса, Маркеса и т.д.
Странные ныне учителя пошли! Чиновники и ЕГЭ измордовали их, низвели до положения уборщиц, простите, менеджеров по клинингу, молодым учителям платят унизительные копейки…
Сейчас в школе будут много говорить о патриотизме, особенно, по случаю больших праздников. Я максималист. Я считаю, что патриотизм заключается в том, чтобы любить наших детей, чтобы учитель был свободен в выборе средств и материала на своих уроков, чтобы чиновники не мешали ему работать, чтобы у него не было безумной нагрузки, чтобы учитель мог жить полноценной семейной жизнью, имел возможность читать много литературы, использовать это в своей работе, чтобы учитель ЛЮБИЛ ПИСАТЬ С ДЕТЬМИ СОЧИНЕНИЯ!!! Когда дети будут знать и любить русскую культуру, литературу, поэзию, будут знать историю нашего великого народа, вот тогда они и будут настоящими патриотами.
Не знаю, что ещё можно написать на эту тему…

Сообщение отредактировал artileria - Feb 12 2017, 21:11
Profile CardPM
  0/+1  
trasher
post Feb 12 2017, 21:04 
Отправлено #4


new member

Сообщений: 27 114



artileria, вот вас учили правильно, но почему то добились только того, что копипастите без выделения цитат. т.е. сформулировать свою мысль не могем, к чему портянки наматывать.
Я рассматривал поступление в иностранном вузе, оказывается у них есть обязательное требование вместе с баллами аналога ЕГЭ самостоятельное эссе называется просто, "Почему я должен учиться в вашем вузе". Причем банальщина, вроде того, я хороший, хочу приносить пользу человечеству не прокатывает. И прикиньте, как должен выделиться абитуриент из всех и хорошо написать, чтобы поступить на выгодных условиях, возможно со стипендией. У нас то проще, дежурными фразами, которыми привыкли оперировать в оценке любого произведения можно исписать тетрадку. Не стесняюсь даже подсказывать, как можно лить воду для объема. Все равно схавают и поставят хорошую оценку, уже привыкли все.

Сообщение отредактировал trasher - Feb 12 2017, 21:06

--------------------
"А что тут поделаешь.
- Это что, гребанный план всех ирландцев."
Profile CardPM
  0/+5  
Ешка
post Feb 13 2017, 12:58 
Отправлено #5


Активный

Сообщений: 4 156
Из: Новосибирск



Profile CardPM
  0/+1  
artileria
post Mar 16 2017, 15:02 
Отправлено #6


Активный

Сообщений: 11 342



"Недавно, вдруг поймал себя на мысли, что литературные произведения дореволюционного прошлого, например, - Горький, Достоевский и другие - сегодня читаются как вполне себе современные."

Леонид Русскин

Сообщение отредактировал artileria - Mar 16 2017, 15:27

Присоединённые эскизы
Присоединённое изображение
Profile CardPM
  0/+1  
Greblin
post Mar 16 2017, 15:20 
Отправлено #7


Рыдактор

Сообщений: 16 838



artileria, Вы когда в последний раз перечитывали Достоевского или Горького, и что именно? У Вас есть собственные "мысли" на этот счет?

Черт знает, в какой школе человек учился, если у него одни цитаты-копипасты, и те с опечатками.

--------------------
Для любой ведьмы главное - не спалиться.
Profile CardPM
  0/+5  
artileria
post Mar 16 2017, 15:35 
Отправлено #8


Активный

Сообщений: 11 342



Цитата(Greblin @ Mar 16 2017, 15:20)
artileria, Вы когда в последний раз перечитывали Достоевского или Горького, и что именно? У Вас есть собственные "мысли" на этот счет?

Черт знает, в какой школе человек учился, если у него одни цитаты-копипасты, и те с опечатками.
*
Давноооо это было. Вам цитата человека не понравилась, хоть и с опечаткой, или я такой сякой?
У меня сейчас классику сын читает. Вопросы задаёт. Вспоминаю, что помню. Обсуждаем.

P.S. Автору написал об ошибке. Вам благодарность от него и от меня.

Сообщение отредактировал artileria - Mar 16 2017, 15:40
Profile CardPM
  -1/0  
artileria
post Mar 18 2017, 11:33 
Отправлено #9


Активный

Сообщений: 11 342



Опросы на улицах на знание основ русской культуры https://vimeo.com/208770296
Profile CardPM
  0/0  
trasher
post Mar 18 2017, 11:56 
Отправлено #10


new member

Сообщений: 27 114



Цитата(artileria @ Mar 16 2017, 15:35)
..
  У меня сейчас классику сын читает. Вопросы задаёт. Вспоминаю, что помню. Обсуждаем.
...
*

Как обсуждать, если не знаешь. Не читал, но помню, ага, хрестоматию в выдержках.

--------------------
"А что тут поделаешь.
- Это что, гребанный план всех ирландцев."
Profile CardPM
  0/0  
Ilana
post Mar 18 2017, 12:16 
Отправлено #11


Активный

Сообщений: 2 456



У меня в друзьях этот Шматков Сергей.
Как тесен мир smile3.gif

--------------------
чувствую, что надо поменять уже колесо сансары в шивамонтаже
Profile CardPM
  -1/0  
Уввн
post Mar 18 2017, 12:28 
Отправлено #12


Активный

Сообщений: 9 983



Цитата(artileria @ Feb 11 2017, 16:50)
Российская школа отказалась от сочинений уже давно, лет 10 назад
*

а ничего, что это ложь? Сочинения в школе пишут и на уроках литературы, и на экзамене по литературе (допуск к ЕГЭ), и на экзамене по русскому языку, и на экзамене по обществознанию (то самое эссе).
Но поквохтать на предмет "всепропало, фсьоразвалили, мывсеумрем" - для радетелей "за против тупых чиновников-вредителей" это святое, да
Profile CardPM
  0/+1  
artileria
post Mar 18 2017, 13:08 
Отправлено #13


Активный

Сообщений: 11 342



Цитата(Уввн @ Mar 18 2017, 12:28)
а ничего, что это ложь? Сочинения в школе пишут и на уроках литературы, и на экзамене по литературе (допуск к ЕГЭ), и на экзамене по русскому языку, и на экзамене по обществознанию (то самое эссе).
Но поквохтать на предмет "всепропало, фсьоразвалили, мывсеумрем" - для радетелей "за против тупых чиновников-вредителей" это святое, да
*


ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА: ЧЕРЕЗ 2,5 ГОДА В ШКОЛЫ ВЕРНЕТСЯ ПРИВЫЧНОЕ СОЧИНЕНИЕ!

"...Что изменится в программах по литературе? Что нового появится в сочинении, ЕГЭ?

Ольга Васильева: Со следующего учебного года в ЕГЭ полностью исчезнет тестовая часть. ЕГЭ станет полностью творческим, и экзамен приобретет совершенно иное звучание: он будет разделен на три блока, в которые войдет то, что мы называем классическим сочинением. Первый блок - это два задания, связанные с литературоведением. Второй блок - письменные творческие задания, связанные с оценкой лирического произведения. И третий блок - это сочинение, где каждому будут даны четыре темы на выбор. Первая - литературоведческий анализ произведения, вторая - личностное восприятие прочитанного, третья опирается на знания творчества какого-то писателя. Для раскрытия четвертой темы ученик сможет сам выбрать любой материал.

Можно уточнить: в сочинении останется строгая форма - надо столько-то знаков, вступление, аргументы, заключение или вывод?

Ольга Васильева: Мы будем приближаться к тому классическому сочинению, которое у нас когда-то было..." https://rg.ru/2016/11/22/olga-vasileva-so-s...vaia-chast.html

P.S. Пока по факту, у нас в республике, институт образования не конкурс сочинений проводит, а конкурс эссе.

Присоединённые эскизы
Присоединённое изображение:
 - 16903501_1202090409827930_7263855843986261413_o.jpg
 - Размер: 405,69кб, Скачано: 20 Присоединённое изображение:
 - 16903501_1202090409827930_7263855843986261413_o__1_.jpg
 - Размер: 446,5кб, Скачано: 20
Profile CardPM
  0/0  
trasher
post Mar 18 2017, 13:23 
Отправлено #14


new member

Сообщений: 27 114



если в литературе появились сканы, которые все глаза натерли. То позвольте сказать о опусе чуть хорошего.
Тема была объявлена, по ней нужно писать, что мы видим в опубликованном. Я и мой ездюк трудовик, где там первая учительница моя. В мое время написали тема не раскрыта. Попытка шаблонами сварганить текст, что на самом деле и есть. Нарезали копипасту из "советской чувашии", нашли же откуда взять эталон, часть с инета, пара фраз о себе. В пень такие эссе, ни мысли своей, ни слов. Малой по голове стучу, когда пытается проходняком дежурными словами отделаться. А artileria в свет выводит, стыдно.

--------------------
"А что тут поделаешь.
- Это что, гребанный план всех ирландцев."
Profile CardPM
  0/+1  
artileria
post Mar 18 2017, 14:26 
Отправлено #15


Активный

Сообщений: 11 342



Цитата(trasher @ Mar 18 2017, 13:23)
если в литературе появились сканы, которые все глаза натерли. То позвольте сказать о опусе чуть хорошего.
Тема была объявлена, по ней нужно писать, что мы видим в опубликованном. Я и мой ездюк трудовик, где там первая учительница моя. В мое время написали тема не раскрыта. Попытка шаблонами сварганить текст, что на самом деле и есть. Нарезали копипасту из "советской чувашии", нашли же откуда взять эталон, часть с инета, пара фраз о себе. В пень такие эссе, ни мысли своей, ни слов. Малой по голове стучу, когда пытается проходняком дежурными словами отделаться. А artileria в свет выводит, стыдно.
*


Там было много работ. Выбрали для публикации эти. Шаблон - это о Гагарине, СССР и примкнувший к ним Президент США? Так это же не классическое сочинение, которое скоро введут, а эссе. Его оценивают, видимо, по другим канонам и "по головам" за отклонения от классического сочинения никого не стучат. Свою малую тоже зря, по голове то?

P.S. А конкурсы сочинений в России уже начали проходить.

От Шекспира до Гагарина https://rg.ru/2016/11/07/kakaia-tema-stala-...sochinenij.html
Profile CardPM
  0/0  

4 Страницы  1 2 3 > » 
ОтветитьTopic Options
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
Быстрый ответ
Кнопки кодов
 Расширенный режим
 Нормальный режим
    Закрыть все тэги


Открытых тэгов: 
Введите сообщение
Смайлики
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
         
Показать все

Опции сообщения