Подходит к концу лето, а вместе с ним и проект «Одноэтажная Чувашия», осуществленный с помощью нашего надежного партнера «Чебоксары-Лада», г. Новочебоксарск. За десять экспедиций ни одна из машин автопарка «Лады» нас не подвела, мы нигде не застряли и поездки наши были вполне комфортными. Все это заставило меня взглянуть под новым, заинтересованным углом, на отечественный автопром. Вот получу права, прикуплю себе «Калину», ура.
Мы с камрадом Максом многое сделали и многого не успели, многое узнали и увидели и как смогли рассказали об этом и вам. Что-то у нас получилось, а что-то нет, но как бы то ни было, это было отличное лето, полное дорог, рек и полей.
И завершающей точкой на карте стал Шумерлинский район. Учитывая, что путь преимущественно лежал по неасфальтированным сельским тропинкам, мы выбрали «Калину-кросс». И в полной мере оценили проходимость этой машины, когда бодро выбрались из песчаной низины.
Показать ещёШумерля молодая Еще сто лет назад никакого города Шумерли не было и в помине. А были леса и топи, озера и овраги. Словом, глушь и дичь. Но глушь и дичь полезная: особенно много здесь росло дубов, оттого и на гербе Шумерли – желуди: Посмотреть фото
Еще в царские времена здешние дубы импортировались за границу для клёпки (это такие заготовки для производства бочек), в страны виноделия. А при Петре Первом леса уже охранялись царским указом и использовались в кораблестроении – дубы считаются пригодными для него в возрасте 220 лет.
Датой рождения Шумерли считается 1916 год, когда здесь была построена железнодорожная станция. Годом раньше появились первые домики для строителей и путейцев. Дорога имела стратегическое значение, соединив Москву с Казанью. Статус города Шумерля получила в 1937 году. Современный вокзал: Посмотреть фото
В отличие от Канаша, исторический паровоз Шумерли расположен там, где надо, а не за забором: Посмотреть фото
Простые сарайчики работников железной дороги так и стояли посреди густых лесов, пока советская власть не объявила первую пятилетку и не начали строиться первые заводы. Разумеется, их производство было напрямую связано... с чем, ребята? Правильно, с древесиной.
Посмотреть фото
В 27-м году открылся деревоотделочный завод (современный завод спецавтомобилей).
В 28-м году появился химический завод по производству дубильного экстракта, имеющий стратегическое значение. Его продукция использовалась для дубления кожи, и особенно много её нужно было, чтобы сменить лапти на сапоги у Красной армии.
В 29-м году приступили к возведению третьего завода – деревообрабатывающего (современный комбинат автофургонов). Здесь выпускали мебель, но основной продукцией были колеса для военных тачанок и крестьянских телег.
Возле этой экспозиции шумерлинского музея я едва не всплакнула от нахлынувших чувств. Именно такие стулья, стол (круглый, раздвижной), такое зеркало были в доме моих бабушки с дедушкой. Посмотреть фото
Шумерлинская мебель, массовое производство – кто из ваших предков избежал с нею знакомства? Кому не знакомы словосочетания «стенка «Салют» и «стенка «Галактика»? Первой продукцией были гнутые стулья и кресла, потом появилась мягкая мебель. Комбинат использовал шпон дуба, ясеня и березы. На экспорт уходила мебель из красного дерева. Довелось этому заводу обставлять и московский Дворец съездов, и МГУ, и варшавский Дворец науки и культуры. Предприятие было ведущим в своей отрасли, градообразующим. Из сорока тысяч (до 90-х годов) населения Шумерли более семи тысяч работало на нем. Посмотреть фото
В 70-х предприятие перешло на изготовление автофургонов, устояло оно на ногах и в дикие девяностые. В перестройку комбинат хватался за любые заказы (всегда Кока-кола), производило фургоны для перевозки продуктов, животных, медицинские машины, потом появились военные заказы, и жить стало проще. Посмотреть фото
Возвращаясь к первой пятилетке – разумеется, от заводов в Шумерле завелись и люди. Город строился деревянным (даже в цехах кирпичными были только фундаменты), и долгое время было всего три кирпичных здания. Кто первым мне назовет их все, тот получит термокружку от «Чебоксары-Лада». На мой взгляд, это очень заковыристое задание.
Даже шумерлинские дороги были выложены деревянными чурками, а тротуары для пешеходов делались из досок. Посмотреть фото
Основным путем сообщения была Сура, по которой ходили и грузовые баржи, и пассажирские суда. Сейчас она обмельчала, конечно, и её воды могут удержать лишь лодчонки. Судоходства на Суре больше нет.
Посмотреть фото
Шумерлю строили, в основном, люди из Нижегородской области. До сих пор 70% местного населения – русские. Вот этим мужчинам на фотографии не более сорока лет, а может и меньше. Просто изработанные они, бородатые. Посмотреть фото
Шумерля военная В первые месяцы войны в Шумерлю был эвакуирован Харьковский авиационный завод, который к ноябрю уже наладил первое производство десантных планеров и самолетов ЯК-6 и ПО-2 . В сентябре 1941 года конструкторами завода был доработан и рекомендован к выпуску 11-местный планер Г-11 (Гр-29). Самолеты строили из авиационной фанеры, поэтому сгорали они очень быстро. Посмотреть фото
Шумерля выпускала ящики для снарядов, бочки, лыжи, сани и санки – первейшие средства передвижения в условиях нашей зимы.
Осенью 1941 года из белорусского Полоцка в Шумерлю приехал дом ребенка им. Самойловой. По разным источникам, на руках сотрудниц было от 75 до 87 малышей. Совсем крошки, от одного месяца до трех с половиной лет. Они ехали очень тяжело, под бомбежками, в четырех грузовых машинах, а встречные военные части отдавали детям свою скудную еду. Посмотреть фото
Рассказывают, что грузовики с детьми шумерлинцы встретили на вокзале. Они принесли с собой еду, похватали крошечных беглецов на руки, измученных сотрудниц разместили по квартирам. Потом дом ребенка принимал детей тех шумерлинцев, кто уходил на фронт. В 1945 году белорусы вернулись на родину.
В здании шумерлинской школы был организован эвакогоспиталь. После того как был захвачен Донбасс, Шумерля начала добывать торф. Сейчас эти месторождения выглядят обычным болотом: Посмотреть фото
Сурский оборонительный рубеж Когда немецкие войска близко подошли к Москве, был издан указ о создании оборонительных рубежей. И вдоль всей Суры начали строить окопы и укрепительные сооружения, землянки. Посмотреть фото
Копали промерзлую землю (минус сорок, лютая зима сорок первого года) и строили дзоты, в основном, женщины. Хоть в указе и было написано, что «мобилизации подлежит население республики не моложе 17 лет, физически здоровых», но приходили и совсем девочки, заменяя старших сестер или матерей. Общая длина «Сурского рубежа» в нашей республике – примерно 380 км, он был построен за 45 дней.
Три года назад общественность и ученики третьей школы собственными силами начали реставрацию этих рубежей. Посмотреть фото
В Шумерле очень много памятных мест, связанных с войной: Посмотреть фото
Шумерля сегодня Помните крапивинских Тех, которые велят? Инопланетных паразитов, которые принимали форму манекенов? Остановить их можно было детским мячиком или барабанным палочками. Именно эту страшилку моего детства я вспомнила, взглянув на некоторые фигуры в шумерлинском парке: Посмотреть фото
Так-то не все плохо: Посмотреть фото
О, это странное слово Камчатка. О, это сладкое слово Камчатка: Посмотреть фото
Цены-то в кино кусачие: Посмотреть фото
Короткий взгляд на город – и дальше в путь: Посмотреть фото
Два берега у одной реки Печально известный понтонный мост (кажется, единственный в нашем регионе). Он соединяет Чувашию и Нижегородскую область. Мост сезонный, весной-осенью не действующий. Зимой здесь укрепляется ледовая дорога: Посмотреть фото
Забавно, на одной стороне Суры купаются люди с номерами машин 52, с другой – 21 регион: Посмотреть фото
Истоки Цивиля Не раз и не два, планируя свои поездки, мы опирались, как на посох, на статьи журналиста «СЧ» Льва Васильева. Так получилось, что и у меня, и у Макса он был самым первым редактором. И, уютно устроившись на сиденье «Калины», я размышляла о том, что остается после журналиста, когда он нас покидает.
Конечно же, его тексты. Светлая память. И наша встреча с главой Туванского сельского поселения Шумерлинского района Владимиром Васильевым началась с воспоминаний о Льве Леонидовиче: – Когда Лёва был жив, он часто к нам приезжал. Мы проводили вместе с ним фестиваль «Исток Цивиля». Планировали и другой фестиваль под названием «Рябиновое ожерелье». Да что уж теперь...
До сих пор указывается, что река Большой Цивиль берет начало на возвышенности между деревней Шумерля и селом Туваны. Был я там. Но попробуй разберись на месте, среди десятков водяных «оконцев» в лесной чаще, которое из них настоящий исток? …Еще пять лет назад я добрался до места на перекладных, по проселочной дороге и пешком по луговине. Конечно же, ожидал увидеть, как в песне, «в три жердочки березовый мосток над тихою речушкой без названья». Однако проводник – Владимир Васильев, глава Туванского сельского поселения – привел к легкой беседке и заверил, что это и есть исток Большого Цивиля. По ступенькам крепко сколоченной лесенки мы спустились в овражек к едва различимому ручейку.
Вместе с Владимиром Васильевым мы тоже прошли этой дорогой. Место заросло травой, беседка уже покосилась, спуск к ручью одичал: Посмотреть фото
Владимир Васильев вспоминает, что когда он учился в школе, то были субботники у этих истоков. Ручьи же надо очищать, обихаживать. Из двадцати питавших Цивиль источников сейчас действуют лишь три. Жалко. Справочно: в Чувашии полностью или частично протекает 2356 рек и ручьев общей протяженностью 8650 км. Из них 172 км приходится на Цивиль, протекающей по шести районам республики.
– Чебоксары-Лада? Это в Новочебоксарске! – со знанием дела заметил Васильев, разглядывая надписи на нашей «Калине». – Я тоже там машину брал, давно, правда. Посмотреть фото
Ехали обратно мимо засеянных рожью полей – «шведы землю в аренду взяли, да хоть бы кто, лишь бы земля не пустовала!»
– Село Туваны у нас очень старинное. Ему больше 600 лет. Когда-то Екатерина Великая отправила сюда своих стрельцов, чтобы спасти нас... «От татар», – дружно подумали мы с Максом. Ошиблись. – От вымирания, – невозмутимо продолжил глава сельского поселения. – Неженатые все стрельцы были, кровь с молоком. Улучшили наш генофонд... Куда уж мы, чуваши, без царских стрельцов, и то верно.
Ульянов и Яковлев В Ходарском музее-мемориале И.Н. Ульянова еще каникулы. А это значит, что пришлось искать кого-нибудь, кто бы смог открыть помещение. Посмотреть фото
Илья Ульянов школу в Ходарах открывал тяжело и долго, настойчиво убеждая чиновников в пользе образования для крестьянства. Наконец, в декабре 1870 года школа была открыта в курной избе пожилого крестьянина по имени Хритушка. За парты село 12 учеников.
Позже (к 1900 году) усилиями Ивана Яковлева Ходарское инородческое училище стало двухклассным. Для него были построены новые здания. Яковлев и Ульянов. Где бы мы были без этих двух господ. Посмотреть фото
К октябрьскому перевороту 1917 года школа обеспечила первоначальными навыками чтения и письма 500 крестьянских детей. Сейчас у музея и сруб иной, и месторасположение другое. Посмотреть фото
Школьная литература меня заворожила: Посмотреть фото
Все пришкольные сельские музеи нашего региона чем-то неуловимо похожи, и я продолжаю надеяться, что в ненастную погоду смогу найти время, чтобы рассказать вам про них отдельно.
А пока я с вами прощаюсь. Напоминаю, что осенью нас ждут празднования 15-летия портала «На-связи», а вам спасибо, что были с нами все это лето. Обнимашки.
Мы благодарим сотрудников краеведческого музея Шумерли за неоценимую помощь в подготовке материала. Фото: Макс Иванов. Тексты: Татьяна Паршикова.
Цитата(Спецпроект НА-СВЯЗИ.ру @ Aug 29 2016, 17:20)
Общая длина «Сурского рубежа» в нашей республике – примерно 380 км
Немного неточно: На территории Чувашии копали две линии рубежей: один - Сурский оборонительный рубеж, другой - Казанский обвод. Иногда в статьях и воспоминаниях их и называют то Казанско-Сурский, то Сурско-Казанский рубеж (хотя эти линии не пересекаются и не продолжают одна другую). Суммарная длина этих рубежей - 380 километров (в Чувашии), а длина только Сурского в Чувашии - 200 км.
Хоетл попросить сделать как некую страницу, Одноэтажная чувашия, чтобы можно было сбрасывать ссылку друзьям например. И оттуда уже навигация постраничная. Про Чебоксары кстати сюжета не будет?=) путеводитель по Чувашии можно сразу выпускать=)
Пионерами строительства кирпичных зданий социально-гражданского назначения в рабочем поселке, а затем и в городе Шумерле были Ариан Константинович Веденский, Михаил Иванович Шереметьев, Иван Куприянов, Андрей Петрович Белобородов. С 1930 по 1940 годы ими были построены детская больница, школа № 3, госбанк, школа № 1.