15-летие портала «На-Связи» стремительно приближается, и первые праздничные мероприятия стартуют уже сегодня. А мы продолжаем проект «Одноэтажная Чувашия», и на этот раз речь пойдет о южных территориях нашего региона.
Сегодня в нашем материале: татарское гостеприимство, секреты благополучия Батыревского района, сражения Красной и Белой гвардий и кое-что другое.
Для того чтобы не ударить в грязь лицом перед зажиточными батыревцами, мы выбрали одну из самых стильных машин автопарка «Лады» – белоснежную «Весту». Но поскольку в день поездки нас накрывало то дождем, то грозой, белоснежной машина оставалась недолго. А жаль, мы были такими красивыми, когда отъезжали от салона. Посмотреть фото
Показать ещё Под дланью Батыра Посмотреть фото
Считается, что своим названием село Батырево обязано делам давно минувших дней, преданьям старины глубокой. Источники переводят чувашское название «Патăрьел» как «село богатырей, сильных духом и крепких телом людей», отчего я каждый раз зависаю то ли над ёмкостью чувашской речи, то ли над поэтическим настроением переводчика.
По преданиям когда-то давным-давно на реке Була жил воин Батыр, который сражался с татаро-монголами – вместе со своими односельчанами и сыновьями. Вообще слово «батыр» у тюркских народов обозначает «богатырь, герой, доблестный воин», в разной транскрипции оно звучит как бахадур, батор, батур, боотур, бахадир. Правда, изначально имелся в виду «лихой наездник», которому вроде как полагалась сабля. Однако наш, батыревский Батыр, как вы видите, вполне славянский – с мечом и бородой лопатой. Особенно на гербе: Посмотреть фото
Изучив изображение, мы пришли к выводу, что с одинаковым успехом это изваяние может по субботам работать Батыром, а по средам – Добрыней Никитичем. Судя по всему, местным жителям эта легенда нравится: Посмотреть фото
Если судить по обертке, а именно по количеству тематических мемориалов, то в Батырево ощущается некоторая генетическая предрасположенность к воинским подвигам. Мы нашли памятники афганцам, пограничникам, десантникам, морякам, защитникам неба, советским солдатам. А ведь еще есть танкисты, подводники, летчики, артиллеристы, связисты и т.д.
Посмотреть фото
В сравнении с некоторыми другими районными центрами нашей республики, Батырево вызывает однозначное ощущение благоустроенности и, если хотите, добротности: Посмотреть фото
В центральном парке нас встретили странноватые, но милые деревянные губошлепы: Посмотреть фото
А вот Музеем хлеба мы, к сожалению, не смогли проникнуться. Поймите меня правильно, в этих поездках мы совсем не ищем негатива, а вовсе даже наоборот, пытаемся узнать нашу Чувашию лучше и полюбить её заново. Однако и лукавить как-то не хочется. Мы думаем, что музей в Батырево мог быть более интересным. Ну или более хлебным: Посмотреть фото
Хлебосольный Шыгырдан Посмотреть фото
Перед публикацией мы долго ломали голову над тем, как же правильно: Шыгырдан или Шыгырданы. Популярны оба названия, но мы остановились на том написании, которое встретило нас при въезде. Мы верим в то, что каждый населенный пункт имеет право на самоопределение.
В этом селе ощущение того, что мы все еще в Чувашии, нас покинуло окончательно. Надписи на татарском, магазины «Ислам» и «Халяль», мечети и полумесяцы. Мы въехали в село в полдень, и первое, что услышали, был голос муэдзина, призывающего мусульман на молитву.
Посмотреть фото
Шыгырдан – одно из самых крупных татарских сел в России, в котором живет примерно 6 000 человек. Если многие чувашские деревни сегодня пустеют (молодежь уезжает на заработки), то здесь молодожены иногда вынуждены строить дом на родительском участке – не хватает земли. Плодородность почвы немного нивелируется скудностью реки Булы, в которой слишком мало воды для создания полноценного производства. Только поэтому, заверили нас местные, Шыгырдан пока не город.
Несмотря на то, что село ближе к Казани, чем к Чебоксарам, его жители вовсе не рвутся менять прописку (тут мне вспомнился наш неугомонный Алатырь, который то к Нижнему просится, то к Ульяновску). Шыгырданцам тепло и так.
Приличными считаются такие ворота, в которые сможет въехать грузовик: Посмотреть фото
В мусульманстве запрещены изображения людей и животных, зато цветочных узоров здесь сколько угодно. Не используются портреты и на надгробиях: Посмотреть фото
Покинув кладбище, мы остановились возле ближайшего дома, где хозяин возился с машиной. Посмотреть фото
Спросили, есть ли здесь кафе. – А зачем вам кафе? – удивился мужчина. – Пообедать, – в свою очередь удивились мы. – Так заходите ко мне, обедайте... Признаться, мы настолько поразились в этот момент, что даже не спросили нашего хозяина о его имени. Ни сразу, ни потом. Хозяйки дома не было («ушла по гостям»), и хозяин сам нас угощал, заварил чай, а потом внимательно следил за тем, чтобы наши чашки не пустели. Пил чай из блюдечка, извинялся за то, что нет супа, и отвечал на наши вопросы. Посмотреть фото
Главное, что нас интересовало, – почему село такое зажиточное и сытое. Но увы, никакого волшебного секрета нам не открыли. – Просто мы много работаем и не пьем, – ответил хозяин, но такое очевидное объяснение, конечно же, показалось нам неправдоподобным.
Во время нашего чаепития пришел бабай – пожилой отец хозяина. Услышав, что мы из Чебоксар, легко перешел с татарского на чувашский. В Шыгырдане вообще свободно говорят на всех трех языках – чувашском, русском и татарском. Угостили нас и конской домашней колбасой – деликатес на любителя, конечно, но после этого мы взглянули на шыгырданских лошадок с новым интересом. Посмотреть фото
На десерт – шыгырданских достопримечательностей вам: Посмотреть фото
Былое и думы Колеся по Батыревскому району, мы нет-нет да и говорили друг другу: «А хорошо, что мы выбрали «Весту», правда»? На дальние расстояния нет ей цены по уровню комфорта. Посмотреть фото
Близ деревни Полевые Бикшики расположен мемориальный комплекс «Наратлар асты». По легенде, здесь захоронены основатели поселения. Есть надмогильный камень с надписью на татарском языке: «Первый – место погребения Тимуш хаджи, второй – Султанмурата сына место погребения и третье – Тимуш Калдибая сын, четвертый – Илхам сын Ибрагима после разрушения города Болгара переселились в местность Бикшик и здесь погребены». Мусульмане с трепетом относятся к этому комплексу и неустанно его облагораживают. Так, за последние годы здесь появились колодец и каменная арка с надписями на арабском и татарском языках, а внутри небольшая беседка – для чтения Корана в ненастную погоду. Посмотреть фото
И еще одна дань прошлому: Тигашевское городище. Сейчас оно выглядит самым обычным полем со столбом. Посмотреть фото
Оно и было долгое время просто полем, пока в мае 1959 года небольшой отряд Поволжской археологической экспедиции АН СССР не начал здесь раскопки. Археологи как начали снимать слой за слоем земли, так и удивились.
Итак, весной 921 года в жаркий Багдад приехал посол из северной Волжской Болгарии. Он привез письмо от своего царя, Алмуша, в котором тот просил халифа «прислать кого-нибудь, кто помог бы укрепить мусульманство в его стране, построил бы мечеть, научил бы молитвам». Халиф письмо прочитал и подумал: «О, круто». Ему было выгодно иметь вассала на севере, это показало бы силу и мощь ислама в целом и багдадского халифа в частности.
Алмушу же нужен был ислам для того, чтобы из вождя полуварварского племени превратиться в эмира под защитой учения Мухаммеда и его могущественных последователей.
Ребятки молодцы, договорились между собой быстро, но эта неразумная чернь опять всё испортила. Варварские племена, которых в общем-то никто и не спрашивал, взяли и не захотели принимать новую религию. «Не-а», – громче других сообщили сувары, после чего организованно откочевали за Волгу.
Возглавил оппозицию некто по имени Варыг, сохранивший свое язычество. Тигашевское городище и стало центром религиозной жизни этих непокорных племен.
Раскопки показали, что в X веке здесь располагалось святилище-кереметь, были найдены ямы с костями жертвоприношений и остатки трапезных. Потом был построен и разрушен феодальный замок, владелец которого (судя по отсутствию свиных костей) был мусульманином. А потом время всё стёрло, и городище заросло травой*.
Красные и белые
– А здесь кто погиб? Красные или белые? – Наши же. – Так они все – наши. Диалог во время подготовки материала.
Посмотреть фото
Красной нитью по южным границам Чувашии легла гражданская война. После того как пал Симбирск, восточный фронт рвался к Алатырю, белогвардейцы заняли большинство селений Батыревской волости.
В августе 1918 года прошли жестокие бои около села Малое Батырево. На пути белогвардейской колонны, двигавшейся к Ибресям и Шихранам, встал отряд Петра Крепкова, состоявший в основном из красноармейцев-чувашей. Отряд после тяжелого боя задержал белогвардейцев, но в этом бою Крепков был убит.
Вот из этой мельницы красногвардейцы оборонялись: Посмотреть фото
Рядом – памятник истории «Братская могила комиссара П.Е. Крепкова и его товарищей, погибших в бою с белогвардейцами» в деревне Малое Батырево: Посмотреть фото
На асфальте возле него дети рисуют мелом.
Немного деревенских пейзажей напоследок: Посмотреть фото
И напоследок-два хочу загадать вам новую загадку. Мы знаем, что Тёма Лебедев не одобряет советские провинциальные памятники, ибо они оскорбляют его художественный вкус. Мы – не такие. Мы любим эти памятники почти так же, как и кладбища. Поэтому вот вам:
Посмотреть фото
Кто первым скажет, где стоят эти два бойца, – тому фирменная термокружка от «Чебоксары-Лада».
Ну а я с вами не прощаюсь. Очень мне хотелось поговорить еще про Кокеля и Айги, но материал и без того получился чудовищно разбухшим. Будет у нас время для душевных бесед: хотя половина лета уже закончилась, но зато целая половина – впереди. Проведите её с удовольствием.
Только ощущение и есть. Не парк, а "место отдыха", видите деревьев нет и огрызки в виде какие то странных фигур. Только летом сделали до памятника в парке асфальт, если конечно это асфальт, а не земля. Сравните благоустройство парков шыгырданских и батыревских. Где бордюрный камень, а где асфальт перетекает в землю. Показушные объекты, которые наряжают перед праздниками. Перед парком стояли цветы в бетонных горшках, горшки увезли на другое место, землю просто высыпали. Туризм у них тут. Приехали уехали.
Спасибо за репортаж и за фото. Очень интересно. Никогда не была в Батыревском районе. По Вашим репортажам узнаю много нового про Чувашию, вижу какая наша республика красивая.
"Рядом – памятник истории «Братская могила комиссара П.Е. Крепкова и его товарищей, погибших в бою с белогвардейцами» в деревне Малое Батырево:" Кто всем красногвардейцам носы отбил?