Совершенно потрясающей, прямо таки знаковой фигурой была учитель физики 27-ой школы Тамара Васильевна.
Когда в 1983 году я, еще совсем молодым человеком, пришел в эту школу, Тамара Васильевна была уже в преклонном возрасте.
Авторитет ее был прямо-таки занебесный. Ее знали (и, переходя по конкурсному отбору в 27-ю, шли специально к ней) ученики, их родители (зачастую, также учившиеся у нее когда-то, ее знали учителя всех городских школ, преподаватели институтов (в том числе и московских) и т.д. и т.п.
Математических классов тогда было, кажется, четыре и, учитывая две параллели 10-ые и 11-ые, Тамара Васильевна физически не могла вести их все. К тому же руководство школы, видимо, уже начинал волновать вопрос преемственности. И мне, новому пришедшему в школу физику, дали один математический класс.
Надо ли говорить, что родители учащихся попавших в мой класс немало этому не обрадовались. Чего там за деятель 24-х лет будет учить их детей? И чему? Точно ли физике? И построившись в стройные колонны, пошли они к директору школы упрашивать ее изменить решение. КПД (так по начальным буквам полного имени, мы, меж себя называли нашу директрису Клавдию Петровну Дормидонтову) свою позицию отстояла (уж даже не знаю, чего ей это стоило) и физику в этом классе мне оставили. А вот Тамара Васильевна, напротив, сразу очень хорошо и дружелюбно приняла меня в свою компанию, предложив безо всякого стеснения обращаться к ней по любому поводу, посещать любые ее уроки, и, обещав со своей стороны любую помощь, которая мне потребуется. Она вообще была исключительно интеллигентной и доброжелательной тетенькой, грузная, с тонким, немного визгливым голосом и совершенно обезоруживающей открытой и мягкой улыбкой. Я, наслушавшись о ней восхищенных историй, смотрел на нее примерно так, как, наверное, смотрел бы при случае на настоящую марсианскую женщину. Мне ужасно хотелось понять - в чем ее сила. И уж очень хотелось достойно восприниматься на ее фоне.
Конечно, я, в самом скором времени, пошел на ее уроки.
Она вела свой урок очень спокойно, даже как-то по-домашнему. Не вставая, сидела за столом (я на своих уроках даже не присаживался) и, вроде бы, совершенно не слушала отвечающего. Казалось, что временами она даже дремлет. Но, как только на доске начинало происходить чего-то неправильное - неправильно рисовался график или писалась формула, Тамара Васильевна тотчас оживлялась и начинала тыкать в этот катаклизм отвечающего. Это было совершенно потрясающе! Она как будто подкоркой чувствовала происходящее и точно оценивала его почти не задумываясь.
МОЙ ПЕРВЫЙ УРОК ОТ ТАМАРЫ ВАСИЛЬЕВНЫ: БУДЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ ВСЕГДА, НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО СИДИШЬ ЛИ ТЫ, СТОИШЬ ИЛИ СПИШЬ.
Следующие два принципиальных урока я получил во время выпускных экзаменов того же учебного года.
Я был назначен в комиссию письменного экзамена по математике. Математиков на эти экзамены всегда не хватало и в дело шли некоторые учителя смежных предметов. Конечно, пожилую Тамару Васильевну лишний раз напрягать не стали и ни в какую математическую комиссию она определена не была. То есть ее времяпровождение этого дня было свободным. И вот утром начинаем экзамен. Задание на доске написано, дверь открыта, экзаменуемые учащиеся проходят в класс и рассаживаются. Последней заходит Тамара Васильевна.
- Вы не будете против, если я сяду за последнюю парту и тоже порешаю? – как всегда она предельно вежлива и корректна.
У меня почти столбняк.
- Конечно, Тамара Васильевна, пожалуйста, проходите.
Зачем? – думаю я про себя. Ничего вообще понять не могу.
Она посидела примерно час, все это время явно решая написанные на доске задания. Затем удовлетворенно поднялась и, еще раз извинившись за беспокойство, ушла. Еле дождавшись окончания экзамена я нашел Тамару Васильевну в кабинете физики. Мне не терпелось удовлетворить свое любопытство.
- А как же? – сказала она.
- Я всегда решаю экзаменационные задания по математике. Ну и что, что я математику не веду? В физике-то ведь немало математики. Надо быть в форме.
И вновь это было потрясением. Безо всякого принуждения, сама пришла решать и решила быстрее многих математиков, неслабые экзаменационные задания, просто так для себя.
ВТОРОЙ УРОК ОТ ТАМАРЫ ВАСИЛЬЕВНЫ: ЧТОБЫ СТАТЬ И ОСТАТЬСЯ ПРОФЕССИОНАЛОМ – НЕ ОСТАНАВЛИВАЙСЯ В СВОЕМ РАЗВИТИИ И НЕ ЗАДАВАЙСЯ. НЕ СЧИТАЙ, ЧТО ТЫ УЖЕ И ТАК КРУЧЕ ВАРЕНОГО ЯЙЦА.
Наконец, настал экзаменационный день и по нашему предмету – физике. Мы - трое школьных физиков должны были принимать экзамен у ее учеников. Я к тому времени уже целый учебный год наблюдал Тамару Васильевну в ее профессиональной деятельности и был отлично знаком с ее принципиальностью. Получить у нее незаслуженную оценку было невозможно. Она, пожалуй даже несколько занижала оценки, но уж во всяком случае точно не завышала. Троечник мог получать двойку за двойкой, хорошист перебивался тройками, отличник и тот все время чувствовал, как земля дрожит под его ногами. И все они вместе после уроков толпой стояли перед дверью кабинета Тамары Васильевны, чтобы чего-нибудь там досдать, дорешать, дорассказать ей и, хоть чуть-чуть, улучшить свои оценки.
Я был готов, и мне казалось это естественным, что уж на выпускном экзамене Тамара Васильевна снимет со своих ученичков последнюю стружку.
Каково же было мое удивление, когда обычно тихая, но до жесткости принципиальная Тамара Васильевна, на экзамене предстала нам совершенно иной. Она была по-настоящему кротка, лучезарна и полна готовности подтолкнуть отвечающего к правильному ответу или даже вообще подсказать ему, она прямо-таки защищала учащихся от наших заковыристых вопросов, как птица-мать защищает своих несмышленых птенцов. Она ставила (и, буквально, силой своего авторитета, заставляла нас присоединяться к ее мнению) экзаменуемым максимальную оценку из тех двух, о которых могла идти речь в каждом отдельном случае. Я был поражен ее, как мне в первый момент показалось, неожиданно наступившей беспринципностью.
Только потом, уже много позже, я усвоил и этот ее гуманистический урок.
ГЛАВНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ - ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ. БУДЬ ПРИНЦИПИАЛЬНЫМ И ЖЕСТКИМ ПОКА ТЫ УЧИШЬ И СТАНЬ МАКСИМАЛЬНО ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫМ И ПОЗИТИВНЫМ, ЗАКАНЧИВАЯ ОБУЧЕНИЕ.
Когда через два года я выпустил мой класс физматиков, на торжественном вечере, одна родительница подошла ко мне и сказала:
- Знаете, мы родители очень переживали, что наш класс учите физике Вы, а не Тамара Васильевна. Так вот сейчас я об этом уже не жалею. Вы были не хуже.
Я, конечно, был хуже. Но эти хорошие, авансирующие слова вдохновили меня к совершенствованию. Однако так случилось, что совершенствовался я уже в другом предмете - в информатике, которую и преподавал там еще довольно долго. Кстати, с очень многими из учащихся того самого класса (единственного кого я учил физике) мы до сих пор замечательно, с удовольствием (и надеюсь, что взаимным) продолжаем общаться.
Сообщение отредактировал А.Шипилевский - Aug 21 2007, 18:54
--------------------
"..и, значит, остались только иллюзия и дорога."