Ответить Создать тему

Почему падает уровень образования в местных вузах? , Актуальные проблемы высшего образования

pravdoruboff
post Jul 22 2014, 15:38 
Отправлено #1


Начинающий

Сообщений: 11



Почему качество образования в местных вузах, и без того невысокое, неуклонно падает? Начнем по порядку.

Вымывание кадрового потенциала

Стоит начать с того, что кадровое вымывание из вузов еще началось в 90- х годах. Лучшие умы стали находить применение своим знаниям в более финансово-привлекательных секторах экономики. Далее, с началом дифференциации регионов на богатые и бедные, началась трудовая миграция в более успешные регионы (Москва, Петербург и т.д.). Эта миграция продолжается и по сей день. Она вытягивает лучшие трудовые ресурсы и обескровливает бедные регионы. Эта миграция могла бы принять и более угрожающий характер для бедных регионов, если бы в стране была отлажена соответствующая инфраструктура для трудовых мигрантов (приемлемые ставки аренды жилья в Москве, например).

В последние годы стало повсеместной практикой переводить преподавателей на годичные контракты (ранее они оформлялись на 3-5 лет), при этом надо каждый год проходить процедуру конкурсного отбора. Что такое конкурсный отбор? Это когда ученый совет вуза путем тайного голосования отбирает «лучших» преподавателей, доцентов и профессоров. Вроде бы формально все правильно и по закону. Но на самом деле проведение конкурсов оборачивается дальнейшим вымыванием из вузов наиболее эффективных преподавателей.

Причина банальна, как впрочем многое в нашей стране. К сожалению,эти конкурсы построены по принципу «негативного кадрового отбора». К этому добавьте еще и местную специфику, которая проявляется в протежировании своих людей, когда территориальная, семейная или идейная общность становятся главнее профессионализма и морально-этических качеств.

Посмотрите на состав этих ученых советов. Достаточно сделать выборку по некоторым местным вузам. Например, в одном из филиалов из 26 членов совета лишь 16 имеют ученую степень кандидата наук, из которых лишь 5 – кандидаты технических наук (и это в техническом вузе!), и нет ни одного доктора наук. При этом в составе совета числятся главный юрист, бухгалтер, зам. директора по АХЧ и начальник автоколонны. Какое отношение последние имеют к науке и образованию, и как они могут компетентно оценить качество работы преподавателя?

Выдавливание лучших людей – крайне тревожное обстоятельство, особенно для организаций, главной целью которых является передача знаний и морально-этических норм молодому поколению. Вопрос «Кому доверить процесс образования детей? » – вопрос далеко не праздный. Родителям следовало бы повнимательнее изучать морально-психологический и профессиональный портрет администрации и преподавательского состава вуза, прежде чем доверить им своих детей. Ведь, от того, что они, преподаватели, вложат в души и умы их детей, будет зависеть вся их дальнейшая жизнь.

Отведение студентам роли пассивных наблюдателей

С грустью приходится констатировать, что студентам отведена роль пассивных наблюдателей в всем этом процессе (кстати, в большинстве вузов вы не найдете ни одного представителя студенчества в ученых советах). При этом все забыли, что именно они, студенты, главные лица в вузе – они получатели тех самых знаний, которые вуз должен им предоставить. Поэтому они должны сами определять, кто эти знания сможет лучше всего им преподать.
Пора запустить механизмы, основанные на возможности студентам самим выбирать тех преподавателей, кто лучше всего выполняет свои профессиональные обязанности. Например, записываться в группы тем преподавателям, кто хорошо себя зарекомендовал, а отзывы о работе и профессиональных качествах размещать в Интернете в режиме общего доступа. Это может принципиально изменить картину в вузах.

Пора прекратить практику навязывания преподавателей «сверху». Конечно, здесь может возникнуть определенная дилемма. С одной стороны, вузы обязаны соблюдать требования министерства по числу кандидатов и докторов наук. С другой стороны, нередки случаи, когда преподаватели без ученых степеней более компетентны в своем предмете и пользуются большим авторитетом среди студентов. Особенно эта ситуация стала актуальной сегодня, когда ученые степени подверглись определенному обесцениванию в связи с их участившимися фальсификациями.

Бюрократизация учебного процесса

Усилилась бюрократизация вузов, при которой «живая» работа в аудитории начала отходить на второй план. Необходимость повышения окладов преподавателей приводит к тому, что фактически предпочтение отдают тем из них, кто совмещает преподавательскую работу с административной. Но при таком совмещении невозможно выполнять ни одну из этих работ качественно. Но существующие требования по аккредитации и аттестации вузов делают административную работу более приоритетной для преподавателя, чем преподавание предмета. Тем самым, преподаватель вынужден приносить в жертву свою первичную функцию – давать качественные знания студентам. Таким образом, мы видим, что оптимизация преподавательского состава происходит за счет снижения качества преподавания, и в проигрыше снова оказывается студент.

Приглашаю всех участников форума поделиться своими соображениями на эту тему.
Profile CardPM
  0/+2  
Alena2015
post Jul 22 2014, 16:04 
Отправлено #2


Активный

Сообщений: 5 312



А почему падает уровень образования в школах? И в вуз попадает очень слабый студент? Который просто не тянет средние требования и их приходится снижать, а что на выходе?
Profile CardPM
  0/+1  
Яло
post Jul 23 2014, 21:45 
Отправлено #3


Зато я рыжая!

Сообщений: 10 012
Из: обара



pravdoruboff, согласна на 100%
Цитата(pravdoruboff @ Jul 22 2014, 16:38)
Стоит начать с того, что кадровое вымывание из вузов еще началось в 90- х годах. Лучшие умы стали находить применение своим знаниям в более финансово-привлекательных секторах экономики. Далее, с началом дифференциации регионов на богатые и бедные, началась трудовая миграция в более успешные регионы (Москва, Петербург и т.д.)
*

я закончила ВУЗ в 2000, и самые классные , перспективные преподы(2чела) в возрасте 40-45 лет уехали в более успешный регион. Сейчас они там занимают ведущие руководящие посты.
Наверно потому что
Цитата(pravdoruboff @ Jul 22 2014, 16:38)
К этому добавьте еще и местную специфику, которая проявляется в протежировании своих людей
*

хамарял у них не было smile3.gif
Цитата(pravdoruboff @ Jul 22 2014, 16:38)
При этом в составе совета числятся главный юрист, бухгалтер, зам. директора по АХЧ и начальник автоколонны. Какое отношение последние имеют к науке и образованию, и как они могут компетентно оценить качество работы преподавателя?
*

как же как же ...именно главбухи сейчас царицы всех учебных заведений. С их подачи распределяются премии нужным людям.
Цитата(pravdoruboff @ Jul 22 2014, 16:38)
Родителям следовало бы повнимательнее изучать морально-психологический и профессиональный портрет администрации и преподавательского состава вуза, прежде чем доверить им своих детей. Ведь, от того, что они, преподаватели, вложат в души и умы их детей, будет зависеть вся их дальнейшая жизнь.
*

родители не смогут объективно это сделать, если они далеки от этого.
"Все пошли туда, и мой пусть идет! как -нибудь выучиться"

Цитата(pravdoruboff @ Jul 22 2014, 16:38)
фактически предпочтение отдают тем из них, кто совмещает преподавательскую работу с административной. Но при таком совмещении невозможно выполнять ни одну из этих работ качественно.
*

Это точно. Между делом забежал на пару на 15 минут, дал задание. следующую пару отменил, на следующей совещание, и так весь семестр.
В конце семестра начинает требовать что-то от студентов, а сам им нифига не объяснил.



--------------------
"Существует две бесконечности:Вселенная и Глупость.Впрочем, я не уверен насчет Вселенной."
Profile CardPM
  0/+2  
bomber_A
post Oct 26 2014, 13:34 
Отправлено #4


Активный

Сообщений: 1 454



В народе есть поговорка:
-Что дешево- то гнило,
Что дорого- то мило.
Нет зарплаты в школах - нет квалифицированных кадров,
Нет зарплаты в ввузах - нет квалифицированных специалистов.
Profile CardPM
  0/+4  
Damka
post Oct 26 2014, 18:34 
Отправлено #5


Активный

Сообщений: 2 788
Из: Мариинский Посад



Плюсую все ответы! Все верно и актуально.
Profile CardPM
  0/0  
artileria
post Nov 5 2014, 19:29 
Отправлено #6


Активный

Сообщений: 11 341



По конкурсу с баллами по математике ниже среднего (от 35,4 до 39,6) на специальности "Авиационная и ракетно-космическая техника", "Технологии легкой промышленности", "Транспортные средства", "Машиностроение", "Технологические машины и оборудование", "Автоматика и управление", "Энергетика и энергетическое машиностроение" принимали абитуриентов в 28 университетах. В Московском авиационном институте среди первокурсников есть ребята, поступившие с общим средним баллом 34,7, а в питерском Балтийском техническом университете — 36,3. Как подумаешь, что такие инженеры вскоре будут строить самолеты, мосты и суда, становится не по себе....Рассказывают, что в 1945 году Сталин вызвал к себе Петра Капицу и предложил создать институт, в котором готовили бы ученых. Видимо, глава советского руководства понимал, что в созданной им системе ученые не получаются. Капица сначала отказался, а потом написал Сталину письмо, в котором изложил в четырех пунктах свое представление о том, как это надо делать:
— тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи;
— участие в обучении ведущих научных работников в тесном контакте с ними в их творческой обстановке;
— индивидуальный подход к отдельным студентам с целью развития их творческих задатков;
— ведение воспитания с первых же шагов в атмосфере технических исследований и конструктивного творчества с использованием для этого лучших лабораторий страны.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2599959
Profile CardPM
  0/0  

ОтветитьTopic Options
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
Быстрый ответ
Кнопки кодов
 Расширенный режим
 Нормальный режим
    Закрыть все тэги


Открытых тэгов: 
Введите сообщение
Смайлики
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
         
Показать все

Опции сообщения