Чтобы не превращать тему с фотографиями в обсуждение того, как жилось когда-то в старых Чебоксарах, для воспоминаний о городе в отрыве от фотографий и их обсуждения создана новая тема: Воспоминания о старых Чебоксарах (без фото) в форуме "История".
Обсуждения в отрыве от фотографий вынесены туда. Буду рад видеть там активных участников этих обсуждений. Администратор.
С колокольни церкви. Предположительно Никольской-Предтеченской: тынц, тынц.
Цитата
Колокольня Предтеченской церкви стояла чуть ли не в середине улицы, и если гужевой транспорт свободно объезжал ее в течение почти двух с половиной веков (церковь построена в 1690 году), то с появлением в городе автомобилей колокольня стала мешать движению. Осенью 1928 года с нее были сняты колокола, а весной 1929 года колокольня была разрушена.
Сообщение отредактировал Milli - Dec 10 2019, 15:26
Ну, есть ещё варианты - ероплан (откуда только он мог взяться в провинциальных Чебоксарах, да ещё и чёткое фото с него получилось), воздушный шар / дирижабль (с чёткостью, подозреваю, там получше).
Ну, есть ещё варианты - ероплан (откуда только он мог взяться в провинциальных Чебоксарах, да ещё и чёткое фото с него получилось), воздушный шар / дирижабль (с чёткостью, подозреваю, там получше).
Оригинал фото Фото из Государственного архива электронной и кинодокументации
Читать дальшеИз газеты «Красная Чувашия» (с 1952 года — «Советская Чувашия») за июль 1933 года: «В прошлом Чувашия имела только одну дорожную магистраль — Казанский тракт, известный под названием «Владимирка», по которому торговый капитал царской России продвигался на Восток, а лучшие люди России угонялись в Сибирь».
В описании города Чебоксары 1828 года упоминается всего 20 улиц, среди них под номером 19 значилась улица Соборная (Большая Советская, Чувашская, ныне Константина Иванова), под номером 1 — улица Большая Московская (Старо-Московская, Успенская, Розы Люксембург), под номером 11 — улица Воскресенская (Карла Грасиса, Тимофея Николаева, Михаила Калинина). Вот по этим городским улицам и проходила «Владимирка».
Путь можно проследить по фотографии середины прошлого века: слева вверху от Ядринского шоссе (Московский проспект) по улице Иванова (мимо Введенского собора, поликлиники, дома водников, дома Ф. Ефремова, ЦИКовского дома), затем поворот на улицу Люксембург (мимо краеведческого музея, художественной галереи, Нарсуда), далее через Красную площадь мимо домов Иевлева и Астраханцева, швейной фабрики на улицу Калинина, которая поднималась в гору и выходила на Казанский тракт (сейчас Марпосадское шоссе).
ИНТЕРЕСНО На фотографии конец 1950-х или начало 60-х годов, что в принципе не столь важно, так как в этой части города каменные здания не строились начиная с 1932 года. А причиной тому решение о строительстве во второй пятилетке Чебоксарской гидроэлектростанции. Ее строительство планировалось или выше Чебоксар (Верхне-Чебоксарский створ), или же ниже (Гремячевский створ), а пока проблемы Большой Волги не были решены, постройки не производились.
Впрочем, одно каменное здание все же было построено — это магазин Чувашпромсоюза (1938 год) в торговом ряду на Красной площади. Деревянные здания строились, например, здание швейной фабрики имени Ленина (1939 год), каменные же в лучшем случае надстраивались, как Дом учителя до второго этажа (1939 год) и дом по улице Чернышевской в бытность его зданием партийных курсов до третьего этажа (1948 год).
К проблемам строительства Чебоксарской ГЭС вернулись в середине 1950-х годов. К середине 1970-х годов деревянные строения были разобраны, в 1978 году наступила очередь каменных. Каменный мост через речку Кайбулку действовал до начала 80-х годов, потом ровно по его середине прошла защитная дамба. Сейчас на месте старого города — залив, дорога, порт, площадь Речников.
А вот на западном косогоре строительство все это время шло полным ходом — это и дом Дортранса (1936 год), и глазная больница, и дом водников, и ЦИКовский дом (все 1938 год). Правда, деревянных домов сегодня там тоже не осталось.
Текст и обработка фотографий Владимира Трофимова
* Отмеченные звездочкой здания сохранились до наших дней в первоначальном или перестроенном виде.
Рубрика «История в фотографиях» выходит в рамках проекта «Моя Чувашия — история и современность», посвященного празднованию 550-летия основания г. Чебоксары и 100-летия образования Чувашской автономной области, популяризации знаний об истории, о сегодняшнем дне родного края и выпускаемого при поддержке Мининформполитики Чувашии.
Читать дальшеИз газеты «Красная Чувашия» (с 1952 года — «Советская Чувашия») за июль 1933 года: «В прошлом Чувашия имела только одну дорожную магистраль — Казанский тракт, известный под названием «Владимирка», по которому торговый капитал царской России продвигался на Восток, а лучшие люди России угонялись в Сибирь».
В описании города Чебоксары 1828 года упоминается всего 20 улиц, среди них под номером 19 значилась улица Соборная (Большая Советская, Чувашская, ныне Константина Иванова), под номером 1 — улица Большая Московская (Старо-Московская, Успенская, Розы Люксембург), под номером 11 — улица Воскресенская (Карла Грасиса, Тимофея Николаева, Михаила Калинина). Вот по этим городским улицам и проходила «Владимирка».
Путь можно проследить по фотографии середины прошлого века: слева вверху от Ядринского шоссе (Московский проспект) по улице Иванова (мимо Введенского собора, поликлиники, дома водников, дома Ф. Ефремова, ЦИКовского дома), затем поворот на улицу Люксембург (мимо краеведческого музея, художественной галереи, Нарсуда), далее через Красную площадь мимо домов Иевлева и Астраханцева, швейной фабрики на улицу Калинина, которая поднималась в гору и выходила на Казанский тракт (сейчас Марпосадское шоссе).
ИНТЕРЕСНО На фотографии конец 1950-х или начало 60-х годов, что в принципе не столь важно, так как в этой части города каменные здания не строились начиная с 1932 года. А причиной тому решение о строительстве во второй пятилетке Чебоксарской гидроэлектростанции. Ее строительство планировалось или выше Чебоксар (Верхне-Чебоксарский створ), или же ниже (Гремячевский створ), а пока проблемы Большой Волги не были решены, постройки не производились.
Впрочем, одно каменное здание все же было построено — это магазин Чувашпромсоюза (1938 год) в торговом ряду на Красной площади. Деревянные здания строились, например, здание швейной фабрики имени Ленина (1939 год), каменные же в лучшем случае надстраивались, как Дом учителя до второго этажа (1939 год) и дом по улице Чернышевской в бытность его зданием партийных курсов до третьего этажа (1948 год).
К проблемам строительства Чебоксарской ГЭС вернулись в середине 1950-х годов. К середине 1970-х годов деревянные строения были разобраны, в 1978 году наступила очередь каменных. Каменный мост через речку Кайбулку действовал до начала 80-х годов, потом ровно по его середине прошла защитная дамба. Сейчас на месте старого города — залив, дорога, порт, площадь Речников.
А вот на западном косогоре строительство все это время шло полным ходом — это и дом Дортранса (1936 год), и глазная больница, и дом водников, и ЦИКовский дом (все 1938 год). Правда, деревянных домов сегодня там тоже не осталось.
Текст и обработка фотографий Владимира Трофимова
* Отмеченные звездочкой здания сохранились до наших дней в первоначальном или перестроенном виде.
Рубрика «История в фотографиях» выходит в рамках проекта «Моя Чувашия — история и современность», посвященного празднованию 550-летия основания г. Чебоксары и 100-летия образования Чувашской автономной области, популяризации знаний об истории, о сегодняшнем дне родного края и выпускаемого при поддержке Мининформполитики Чувашии.
В этом доме получила комнату моя мать, будучи работником мисельхоза Чувашии. Там же жила будущая жена директора ЗЭИМ или ЗИПа Арабянца. Потом семья и родился старший брат.
Сообщение отредактировал artileria - Dec 11 2019, 19:35
Читать дальше«У чебоксарцев есть излюбленное место отдыха — бульвар на берегу Волги. Но он пришел в полное запустение. Имеющийся там, напротив кинотеатра, сквер содержится взаперти, чтобы люди туда не ходили, ворота крепко заколочены», — писала в мае 1949 года газета «Красная Чувашия» (с января 1952 года «Советская Чувашия»).
Через три года, в июне 1952 года, здесь был торжественно открыт памятник классику чувашской поэзии Константину Иванову, и безликое «против кинотеатра» сменилось на «имени Константина Иванова». В январе 1953 года газета писала: «Благоустроена набережная реки Волги, где построена железобетонная балюстрада. Здесь высажены многолетние деревья, устроены цветники, территория набережной заасфальтирована».
На фотографии сквер примерно через год после открытия памятника — действительно заасфальтирована была только набережная. Белая балюстрада со временем протянется до стен тюрьмы, но пока она была построена только вдоль сквера, и украшение балюстрады — беседка — было еще в проекте. Ротонда, так ее еще называют, будет построена только в 1955 году, но место уже готово — на фото вдали, слева от дерева.
В конце лета того же 1955 года набережная приобретет знакомый (увы, теперь только по старым фотографиям) вид: сквер имени К. Иванова и скверик у Дома крестьянина будут объединены такой же белоснежной балюстрадой, вход на набережную со стороны улицы Розы Люксембург украсят колонны со светильниками, в центре всего этого появится фонтан.
ИНТЕРЕСНО В начале 1950-х годов «злачных мест» в городе было немного. К примеру, перед первомайскими праздниками 1952 года Чебоксарский трест столовых сообщал, что 30 апреля, 1 и 2 мая «чайная № 2 (при доме колхозника), чайная № 3 (при гостинице), чайная № 12 (улица Ленина, д. 3) работают с 8 до 24 часов, а ресторан (улица Карла Маркса, д. 3) и кафе № 1 (берег Волги) — с 12 часов дня до 4 часов утра».
Справа от памятника в глубине сквера стоит одноэтажное деревянное здание — это и есть кафе № 1. Казалось бы, какое отношение оно имеет к основоположнику чувашской художественной литературы? Имеет. Еще в 1940 году выставка, посвященная 50-летию поэта, была преобразована в постоянный Чувашский литературный музей имени К.В. Иванова. Музей размещался в научно-исследовательском институте языка, литературы и истории, а в декабре 1957 года, после реконструкции здания кафе, переехал сюда.
Летом 1963 года газета писала: «Есть еще один небольшой домик, который привлекает внимание гостей. Он стоит на набережной близ памятника классику чувашской литературы Константину Васильевичу Иванову. У входа надпись: «Литературный музей К.В. Иванова». В марте 1965 года музей переехал в старинный домна перекрестке улиц Плеханова и Ленинградская, в начале 1980-х годов — в здание на улице Ленинградской, там и находится по сей день.
В январе 1953 года газета писала: «Благоустроена набережная реки Волги, где построена железобетонная балюстрада. Здесь высажены многолетние деревья, устроены цветники, территория набережной заасфальтирована».
Получается, что это написано про нынешнюю аллею влюбленных?
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!